Главная › Статьи

Статьи

ЦАРЬ БОРИС (ИЗ ЦИКЛА «МОЯ ПЕРМЬ»)

Есть люди, жизнь которых сводится, в сущности, к черточке между датой рождения и смерти. Герой моего рассказа – Б. Коноплев к этой категории явно не относится. 27 июля ему исполнилось бы девяносто восемь. Его, увы, уже нет с нами, между тем в Пермском крае еще, слава Богу, живы тысячи людей, к судьбе которых этот человек имел самое прямое отношение. Впрочем, чему удивляться, ведь он 34 года непрерывно руководил Прикамьем (сначала как председатель Пермоблисполкома, а с 1972 по 1988 г. в качестве первого секретаря Обкома КПСС).

ОТКУДА ИСКРЫ ЛЕТЯТ

На пороге нового – тогда еще 20-го века – тридцатилетний политэмигрант Владимир Ульянов (Ленин) наладил выпуск за рубежом газеты с зажигательным названием – «Искра». Эпиграфом взяли поэтическую фразу «Из искры возгорится пламя!». Сам же Владимир Ильич в статье «С чего начать?» пояснил, что их газета «…не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Организовывать же предлагалось смену российского общественно-политического строя путем «вооруженного восстания народных масс» или «социалистической революции».

БЫЛОЕ И ДУМЫ

«Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и тоже» А. Герцен (1812-1870)

О «ШАПКЕ», «КНИГЕ», ГУБЕРНАТОРЕ И КРАЕ (ИЗ ЦИКЛА «МОЯ ПЕРМЬ»)

До сих пор не перестаю удивляться, как дела совсем недавние и отнюдь не бесспорные быстро становятся для многих фактом само собой разумеющимся. Так, сижу недавно в Перми на одном большом собрании и случайно узнаю, что мои собеседники (не последние в регионе люди) не ведают, как и почему наш субъект Федерации стал называться краем и откуда возник его нынешний герб. Вроде «так всегда было».

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Теперь все чаще упоминают термины, включающие суровое слово "ВОЙНА". Речь не о боестолкновениях под градом пуль, раскатами орудий и взрывами бомб, а о войнах дипломатических, информационных, кибернетических, санкционных и прочих гибридных. Их сейчас практикуют гораздо больше, чем, скажем, в прошлом столетии. Причем дело не только в новых технических возможностях.

КОМИССИЯ

27 июня 2017 г. начала работу Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. Уже первое заседание показало, сколь важны и актуальны для страны поставленные перед нами цели и задачи, насколько сложна и объемна проблема, требующая безотлагательного и профессионального решения.

ГУБЕРНАТОР (ИЗ ЦИКЛА «МОЯ ПЕРМЬ»)

«Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас».

Книга Екклесиаста, гл. 1, ст. 10

Сто лет назад, между февральской и октябрьской революциями, действительный статский советник И. Кошко подписал предисловие к своим воспоминаниям. Часть мемуаров касалась Перми, а саму книгу подарил мне его правнук, гражданин Франции Дмитрий де Кошко.

ИНТЕРВЕНЦИЯ

Сто лет назад на российской земле разворачивались события, которые до сих пор влияют на развитие человечества. Тогда, в мае-июне 1917 г. многим казалось, что с распадом трехсотлетней монархии Романовых у страны вот-вот начнется новая жизнь. Правда, каждый представлял её себе по‑разному и мало кто полагал, что всего через несколько месяцев бывшую империю возглавит горстка людей, долгие годы сидевших в далекой Швейцарии и добравшихся до России только в апреле 1917, причем, с помощью немецкого генерального штаба.

ДВА ПАРОХОДА (ИЗ ЦИКЛА «МОЯ ПЕРМЬ»)

Вместо предисловия: Автор этих строк - пермяк в четвертом поколении. Может, это недостаточный повод для гордости, но таких осталось немного. Когда мои прадеды (по маминой линии) обосновались на ул. Пермской (в Советские годы – ул. Кирова), наш город еще был столицей губернии, и жило в нем менее ста тысяч человек. Именно эта Пермь стала родиной С.Дягилева, местом убиения последнего российского монарха (см. А.

РОМАНОВЫ: ПЕРМЬ - ОТ МИХАИЛА ДО МИХАИЛА

История эта началась четыре века назад, когда шурин Ивана Грозного - Никита Романович Захарьев-Юрьев, попросил Бориса Годунова перед смертью позаботиться о своих детях. Будущий царь клятвенно согласился. Герой нашего повествования, третий сын Никиты - Михаил, со временем заслужил авторитет среди сограждан государевым служением. Он же, взяв в память о предках фамилию Романов, стал у истоков нового дворянского рода.

1
...
9 10 11 12 13 14 15
...
22