СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ
Из двух сотен стран-членов ООН лишь немногие могут с полным основанием назвать себя суверенными державами. Среди них оказались очень разные, непохожие друг на друга государства. Например, такие крупные носители суверенитета как США и Китай и сравнительно небольшие, как европейская Швейцария, латиноамериканская Куба и азиатская КНДР. Таким образом, суверенитет не является прерогативой лишь стран со схожим политическим устройством, историей, географическим положением или масштабом экономики. Более того, в зависимости от обстоятельств, формально суверенные государства могут укреплять либо терять свою независимость. Последнее происходит как вольно (решением собственных правительств), так и против их воли (например, в результате внешней интервенции). Вот лишь два хорошо известных примера:
В 2004 г. на Украине под нажимом Запада приняли решение о не предусмотренном конституцией третьем туре президентских выборов. Эта незаконная смена власти получила название «оранжевой революции». Ее участники разглагольствовали о борьбе за свободу. По сути же - о свободе от Москвы, хотя, в отличие от США и ЕС, российское правительство не реализовывало на Украине программ изменения ее политической системы. В итоге, при президенте В. Ющенко начался активный демонтаж добрососедских российско-украинских отношений, Киев ускорил дрейф на Запад, провозгласив курс на Евросоюз и НАТО.
При президенте В. Януковиче процесс выхода Украины из проекта Евразийской интеграции де факто продолжился, как продолжилась и антироссийская активность внешних сил внутри украинской власти и общества. Кураторы из США и ЕС заполонили государственные организации «незалежной», а зарубежные политики определяли ее внутриполитическую жизнь. «Революция достоинства», а по сути, силовой государственный переворот, завершил процесс перехода Украины под внешнее управление.
Одновременно в Старом Свете наблюдались противоположные процессы. Во Франции, Нидерландах, Италии, ФРГ, Австрии, Венгрии и ряде других стран ЕС наметились тенденции на восстановление былого суверенитета и пересмотра отношений с брюссельской бюрократией. В Великобритании в 2016 г. дело дошло до референдума по нахождению страны в составе ЕС. Несмотря на колоссальное противодействие со стороны официального Брюсселя и Вашингтона, жители Соединенного королевства, проголосовали за «Брексит», выбрав независимость от Евросоюза. В итоге уже с 2017 г. впервые в истории ЕС начался процесс выхода из ее состава страны-члена, да еще такого заметного, как Британия.
Россия после распада СССР также не избежала периода утраты части своей независимости. Как известно, произошло это в 1990-е годы, когда многим у нас казалось, что Запад - это средоточие добра, флагман цивилизации и истинный друг российского народа. Автор не является сторонником конспиралогических теорий, но то, что мне известно лично (не по учебникам), позволяет говорить о масштабном присутствии внешних сил на крутом повороте нашей истории. Присутствие это ощущалось с конца 1980-х годов, и было зримым еще в начале «нулевых». К счастью, потенциал суверенности, накопленный предками, политическая воля нового поколения российских руководителей и ошибочная вера Запада в победу в Холодной войне позволили нам вернуть утраченный было суверенитет.
Произошло это к концу второго президентского срока В. Путина. Тогда, выступая на Валдайском форуме (2007), он заметил: «Суверенитет - это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет – не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета. Она будет либо независимой, либо, скорее всего, ее вообще не будет».
Суверенитет – понятие комплексное. В буквальном переводе с французского, это верховная власть. Государственный суверенитет, таким образом, означает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на всей его территории, исключающую любую иностранную власть, а значит, возможность государства проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Согласно Конституции РФ, наше государство является демократическим, правовым, федеративным, имеющим республиканскую форму правления, где высшей ценностью признается человек, а народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Провозгласить это в декабре 1993 г. было легче, чем обеспечить – слаба оказалась в ту пору Российская Федерация, недостаточно опыта имел ее политический класс, много охотников извне явилось навязывать нам свои не бескорыстные цели в ущерб российским национальным интересам.
Как можно проводить независимую политику, когда в огромном государстве нет боеспособной армии, экономика в развале, но есть гигантский внешний долг, дыра в госбюджете, дефицит собственного продовольствия и предметов первой необходимости?! При этом страна распадается на удельные княжества. Только погасив внешние долги (в т.ч. за республики СССР), обуздав гиперинфляцию, сбалансировав бюджет, восстановив боеспособность армии и флота, сплотив страну, мы вновь обрели статус подлинно суверенной державы.
Важно заметить, что при укреплении суверенитета в РФ заметно рос уровень жизни граждан, возникали новые отрасли экономики, восстанавливалась социальная инфраструктура. Даже, несмотря на последствия мирового кризиса 2008 – 2009 гг. и агрессивной санкционной войны США и ЕС против России (с 2014 г.), отечественная экономика выстояла и не была «разорвана в клочья», как мечтал экс-президент Б. Обама.
Между прочим, именно санкции стали ответом Вашингтона и Ко на то, что Российская Федерация начала проводить активную внешнюю политику, твердо отстаивать собственные законные интересы. Западная санкционная атака оказалось краш-тестом российского суверенитета. Прошедшие три года показали, что страна испытание выдержала. Проявились и наши слабые места, обозначились резервы укрепления государственного суверенитета.
Что же представляет суверенитет РФ сегодня, и каковы его перспективы? Для ответа остановимся на его некоторых конкретных аспектах или составляющих, имеющих особое значение как в настоящее время, так и в перспективе.
Политический аспект. Здесь у нас наибольшие достижения. Помимо унаследованного от СССР постоянного членства в СБ ООН, Москва перезапустила интеграционный процесс в СНГ, участвовала в создании ШОС, БРИКС и G-20, наладила глобальное информирование о своей политике, восстановила авторитет в Азии, Африке и Латинской Америке. Уже никто в мире не считает нас аутсайдерами, а глобальные игроки вынуждены принимать в расчет позицию Москвы. Внутри страны обеспечена устойчивость системы государственной власти, степень доверия народа к высшему политическому руководству страны стабильно высокая.
Кстати, наши оппоненты полагают возможным добиться ослабления российского суверенитета главным образом за счет расшатывания сложившейся политической системы, используя для этого попытки внешнего вмешательства во внутренние дела РФ.
Военный аспект. Вооруженные силы РФ не только сохранили полученный от СССР потенциал ракетно-ядерных сил сдерживания, но и смогли провести глубокую модернизацию и приобрести необходимый опыт. Участие ВС РФ в антитеррористической операции в Сирии показало высокий уровень отечественной армии и флота. Независимость российского ОПК от иностранных поставок делает уровень суверенитета РФ одним из самых высоких в мире. Наша страна сегодня и в обозримой перспективе способна защитить себя от любого агрессора, решать задачи обеспечения законных национальных интересов и защиты наших союзников на дальних подступах.
Учитывая печальный опыт СССР, нам не следует поддаваться на попытки подорвать экономический потенциал страны и понизить уровень жизни граждан через гонку вооружений. Механическое наращивание военных расходов и превышение пределов разумной достаточности ослабляет отечественный суверенитет. Как ослабляет его и угроза отставания в сфере военных технологий, которую необходимо вовремя устранять путем ведения перспективных научных разработок в сфере ОПК.
Ресурсный аспект. РФ обладает на своей территории около ¼ природных ресурсов мира. В их числе – глобальные топливно-энергетические ресурсы, запасы пресной воды, разнообразных руд, лесной массив и т.д. Наметившийся курс на усиление природоохранных мероприятий, восстановление возобновляемых природных ресурсов позволяет поддерживать и преумножать природные богатства.
Вместе с тем, перекосы в развитии страны еще со времен СССР привели к неоправданно высокому экспорту вышеназванных ресурсов вместо создания на их основе товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Исправление данного перекоса (усилившееся в связи с санкционной политикой Запада) станет залогом лучшей ресурсной обеспеченности самой России и не позволит необоснованно развивать экономики других за счет своей собственной.
Экономический аспект. Несмотря на очевидные успехи минувших лет, масштаб российской экономики, ее структура и эффективность явно не соответствуют ни предстоящим задачам развития Отечества, ни нашим объективным возможностям. Позитивно то, что мы устойчиво находимся в числе 20 ведущих экономических держав мира, имеем многоотраслевую производственную систему, хороший экспортный потенциал и последовательно снижаем избыточную зависимость от импорта. Важным достижением последних лет стала диверсификация российской внешней торговли за счет развития отношений не только с Западом. Путем более интенсивного развития сельского хозяйства РФ обеспечила свою продовольственную безопасность и реально может стать одной из продовольственных сверхдержав. Резко вырос объем отечественного IT сектора и его экспортные возможности. Более стабильной и развитой стала отечественная финансовая система, укрепил свои позиции в стране и среди наших соседей российский рубль.
Однако для реальной экономической независимости РФ предстоит сделать еще очень многое. Неслучайно антироссийский санкционный удар направлен на сферу финансово-экономическую. Нам предстоит быстро сформировать современную и разветвленную финансово-кредитную инфраструктуру, научиться аккумулировать и рационально использовать собственные финансовые ресурсы, снижать объем и долю государственных резервов, размещаемых вне РФ (особенно там, откуда нам более всего угрожают!!!). Не менее важно обеспечить резкий рост производительности общественного труда и объем высокотехнологичных товаров и услуг, их экспорт. Делая это, мы не только укрепим суверенитет, но, что не менее важно, повысим возможности социального развития России.
Технологический и научный аспект. Благодаря достижениям прошлых поколений мы унаследовали мощный научно-технический потенциал, который, увы, был во многом утрачен в конце 1980-х и 1990-е годы. Откровенно говоря, без серьезных преобразований именно этот аспект может стать «ахиллесовой пятой» отечественного суверенитета. Последнее понимают наши заморские «партнеры», решившие через незаконные односторонние санкции устроить России технологическую блокаду.
Нам же пора перейти в этой сфере от красивых лозунгов и многословных программ к вдумчивой и настойчивой работе для достижения конкретных результатов уже в краткосрочной перспективе. Наработки у специалистов есть, понимание необходимости таких шагов у высшего руководства – тоже, но силы инерции, увы, сильны. Не спит и «пятая колонна». Думаю, здесь и развернется следующее сражение за Родину.
Социально-культурный аспект. Стало модным вспоминать «мягкую силу» как средство достижения нужных результатов без применения вооруженных сил. В ЕС именно мягкая сила становится основным инструментом их внешнего воздействия на суверенные государства, как вне ЕС, так и внутри него. Мягкая сила направлена непосредственно на человека и неразрывно связана с такими понятиями, как человеческий капитал, национальная идея, смыслы и ценности. В отношении России так называемая идейно-политическая интервенция со стороны Запада едва не закончилась распадом Отечества в 1990-е гг. В тот же период произошло, как любят говорить эксперты, резкое снижение качества человеческого капитала. Идейный вакуум после смены общественно-политического строя в стране заполнялся Бог знает чем, нередко совершенно противоположным исконным ценностям нашего многонационального народа.
Несмотря на определенное прозрение российского общества, нельзя считать, что в духовной сфере наступило желанное выздоровление. Об этом, естественно, осведомлены иностранные «доброжелатели», усилившие идейно-психологическую обработку населения России через подконтрольные им СМИ, НПО и с использованием агентов влияния. Они же пытаются оседлать локальный социальный протест, конфликты среди творческой интеллигенции, разжигать межрелигиозные и межэтнические распри. Отсюда возникает необходимость укреплять суверенитет в таких сферах, как образование и культура. Речь не идет о насаждении идеологического однообразия, введении цензуры и т.п. мерах, противоречащих Конституции РФ. К тому же формальные запреты нередко производят противоположный эффект. Тысячелетний опыт российской державы и понимание новых угроз народом и высшей властью вселяют надежду, что и здесь сможем защитить отечественный суверенитет должным образом.
В заключение автор хотел особо подчеркнуть:
- без укрепления суверенитета наше национальное развитие не может быть стабильным и поступательным;
- укрепление российского суверенитета не направлено против третьих стран или каких-либо народов;
- суверенитет не тождественен самоизоляции, подлинно суверенные государства имеют гораздо больший арсенал для развития международного сотрудничества в собственных интересах, чем те, где суверенитет слаб;
- у нас есть все необходимое, чтобы закрепить государственный суверенитет, защитить его от любых посягательств.
Андрей КЛИМОВ
председатель временной комиссии СФ
по защите государственного суверенитета
и предупреждению вмешательства во внутренние дела РФ