ОСОБЫЙ РЕСУРС
Во времена моей молодости на Западе Европы было принято привечать советских руководителей не по их месту в структуре КПСС, а с формально протокольных позиций. Сказанное крайне возмущало тогдашнего генсека Л. Брежнева, которого привечали в этих странах куда скромнее, чем номинальных руководителей СССР (назначенных самим Леонидом Ильичом). В 1990-е на волне «борьбы с коммунистическими пережитками» в России не только перестали придавать значение международным межпартийным связям, но и начали повторять те же нелепые ошибки в отношении зарубежных лидеров из стран с устойчивыми монопартийными системами, что и когда-то надменные начальники Старого Света (в США подобных ошибок не допускали!).
Справедливости ради, теперь в России те, кто отвечают за формирование и реализацию отечественной внешней политики, придают её партийному измерению всё более важное значение, поскольку во многих странах именно прямые, уважительные контакты с их правящими политическими партиями становятся если и не главным ключом к успеху, то существенным дополнением к официальной дипломатии наверняка.
Напомню, количество стран,где вообще нет политических партий и их создание запрещено, невелико. Проживает в них теперь от силы 1% от землян. Самым крупным из такого рода государств является Саудовская Аравия, а самым крошечным – Ватикан. В то же время в мире достаточно государств, где, наоборот, политических партий много (десятки), а власть принадлежит не одной какой-либо партии, но правящим коалициям (зачастую очень шатким), как, например, ФРГ. Поэтому диалог там лишь с какой-то одной политической силой малоэффективен. Есть страны (главная из них США), где у власти сменяют друг друга представители лишь двух основных конкурирующих партий. Отсюда работа, например, преимущественно с американскими «демократами» привела к значительным проблемам всё нынешнее руководство Европейского союза, а в выигрыше остались лишь те европейские политики, кто сделал ставку именно на Д. Трампа и его республиканскую команду (так поступили, в частности, в Будапеште и Риме).
Между тем, в странах, где преимущественно существует одна ведущая политическая партия (как в КНР или Индии), проживает как минимум половина жителей Земли! А это значит, что не иметь с подобными государствами устойчивых межпартийных отношений, мягко говоря, неразумно.
Занимаясь партийной дипломатией в рядах «Единой России» практически двадцать лет подряд, автор наблюдал от многих коллег плохо скрываемые усмешки, что это, мол, дело несерьёзное. Однако с началом СВО оказалось, что большинство из стран, с партиями которых мы наработали прочные межпартийные связи, проявили себя как истинные друзья России. Зато там, где в нашу сторону коллеги по межпартийным контактам смотрели свысока, проявились наиболее злобные выпады в адрес России. Но и те контакты были в принципе небесполезны, поскольку до сих пор позволяют понимать логику действий правящих элит соответствующих недружественных государств, а значит предвидеть то, что там до сих пор задумывается против нашего отечества. К тому же и в этих странах остаются друзья России, часть из которых работает в парламентских партиях, т.е. имеет определенное влияние и на внешнюю политику своих государств, и на общественное мнение в них.
Так, например, в Перми на организованных «Единой Россией» общественно-политических слушаниях в поддержку инициативы В. Путина о новом контуре безопасности и сотрудничества в Большой Евразии (28-30 мая 2025) присутствовали действующие депутаты из оппозиционных партий нескольких государств ЕС (в т.ч. из ФРГ). Всего же в упомянутых слушаниях участвовало порядка трёхсот иностранных гостей из практически половины стран евразийского материка.
Таким образом, в 99 случаев из 100 партийная дипломатия так или иначе может быть не просто востребована, но и принести ощутимую пользу для нашей Родины, а в половине случаев именно она становится едва ли не одним из основных ресурсов дипломатии классической.
Однако простая констатация такого очевидного,на взгляд автора, факта ещё далеко не всё. Максимальное использование партийного ресурса для укрепления позиций России в мире требует решения ещё целого ряда важных и не слишком простых задач. Вот их краткий перечень:
• Должная координация с участием МИД РФ международной деятельности российских парламентских партий (данная задача решается сейчас в т.ч. через механизм вовлечения в работу международной комиссии «Единой России» во главе С. Лавровым с правом совещательного голоса представителей ряда других парламентских партий страны);
• Проведение серьёзных научных исследований прикладного характера по тематике партийной дипломатии (со времён СССР здесь, увы, огромный пробел);
• Подготовка и повышение квалификации кадров, ведущих такого рода работу как в органах исполнительной власти (включая МИД – речь не о вступлении в какие-либо партии этих специалистов, а об их готовности сопровождать такую работу в общегосударственных интересах со знанием дела), так и в самих партиях (подобных кадров в действующих в России партиях крайне мало для тех объёмных задач, которые нельзя не решать);
• Партийная поддержка российских усилий в части экономического сотрудничества с теми зарубежными странами, где именно партийная составляющая может иметь конструктивное значение в решении вопросов принципиального характера;
• Должная финансовая поддержка конструктивной международной партийной деятельности (для чего при политических партиях могли бы создаваться соответствующие фонды дополнительной поддержки межпартийной дипломатии – наше законодательство этому не препятствует);
• Использование возможностей партийных организаций в субъектах Федерации(особенно на приграничных территориях и в крупнейших городах России: Москве, Петербурге, Казани, Владивостоке, Екатеринбурге, Перми, Сочи, Калининграде и т.д.) для развития межрегионального межпартийного сотрудничества;
• Дополнение партийной поддержкой российских позиций (там, где это целесообразно) на межпарламентских площадках и разнообразных международных общественных форумах;
• Участие российских центров подготовки кадров в работе по обучению наших партнёров из авторитетных политических партий других стран;
• Создание стройной системы межпартийного взаимодействия с дружественными нам партиями в вопросах участия в международном наблюдении за национальными выборами (там, где это не противоречит законодательству соответствующих государств);
• Вовлечение в наши международные партийные проекты зарубежных неправительственных организаций, авторитетных общественно-политических деятелей («Единая Россия» успешно продвигает, например, такие свои проекты как «Клуб друзей России» и всемирное неформальное движение «За свободу наций») и т.д.
Подводя итог сказанному, отмечу – указанное невозможно решить наскоком. Данная работа требует стратегических подходов, но в итоге она обязательно даст нашему Отечеству дополнительные выгоды СТРАТЕГИЧЕСКОГО характера на всех континентах.
Андрей КЛИМОВ,
член Бюро Высшего совета
«Единой России», сенатор,
доктор эконом. наук