Слова и смыслы
Первая мудрость евангелиста Иоанна гласила: «В начале было Слово». И слово то приравнивалось к Богу. Спустя два тысячелетия новозаветное откровение продолжают дополнять новыми смыслами. Тем временем эхо словесных дуэлей со скоростью света несется в виртуальной паутине по земному шару, одновременно достигая умов и сердец сотен миллионов. Слова, сказанные неосторожно либо с умыслом, тут же оборачиваются конфликтами, войнами, актами террора, распадом международного права, экономических и гуманитарных связей. Выраженные словами мысли обретают гигантскую материальную силу и далеко не всегда силу добрую, созидательную. В подобных условиях особую роль приобретают умение отличать ключевые смыслы от их словесных оболочек и способность точно употреблять наиболее знаковые слова и выражения.
Например, после создания Евросоюза его апологеты сначала ввели в оборот понятие «объединенная Европа», в итоге осталось краткое - «Европа». Этот пропагандистский фокус покорил мир, включая Россию, а ЕС стал не только отождествляться со всей Европой (что географически ложно), но и самая большая (по территории, численности и вкладу в культуру Старого Света) европейская страна – Россия оказалась как бы за скобками своей исторической колыбели. Таким образом, простыми словесными манипуляциями удалось вбить в сознание сотен миллионов людей лживый тезис о том, что Россия не Европа. Хотя нынешняя Россия - одна из немногих стран Старого Света, где хранят фундаментальные, истинно европейские традиции и ценности.
Справедливости ради напомню, что за теми же смысловыми скобками вместе с нами оказались такие страны (не члены ЕС) как Швейцария и Монако, Норвегия и Сербия, Украина, Грузия, Армения… Одновременно с этим исконно русские названия (данные нашими первооткрывателями) исчезают с мировых географических карт. Так идет ментальное сдерживание России на мировой арене. Мы же вследствие новой дурной привычки твердим за ними как попугаи: «Европа отвернулась от России», «Европа не признает Крым», «Европа продлила антироссийские санкции».
Кстати о санкциях. Строго говоря, слово санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление) означает определенную правовую норму, законодательную реакцию на тот или иной проступок. В международном праве со времен принятия Устава ООН под санкциями понимаются исключительные меры по принуждению того или иного суверенного государства исполнять решения Совета Безопасности ООН, который только и вправе вводить сами санкции.
То что, например, сегодня делают США в отношении Ирана, России, Китая следует называть не санкциями, а противоправными односторонними принудительными мерами. Можно назвать эти противоправные действия короче: преступлениями, злодеяниями, беззакониями. Таким образом, расхожие публикации в наших СМИ о санкциях США в отношении РФ могли бы выглядеть более корректно: «новые американские преступления в отношении России», «очередные беззакония Вашингтона» или «последние антироссийские злодеяния Америки». Звучит, конечно, суровей, но зато точней и доходчивей.
Еще пример – слово «демократия». В современной западной трактовке демократия означает все хорошее и позитивное (с точки зрения самого Запада), в отличие от всего плохого, «недемократичного» (с их же точки зрения). От частого употребления глубокий смысл данного слова давно утрачен. Так, цели нашей сенаторской комиссии по защите государственного суверенитета ее оппоненты считают недемократичными. Между тем, мы защищаем право народа РФ на определение своего настоящего и будущего самостоятельно, без вмешательства извне, т.е. народовластие или, в переводе на греческий, демократию.
Всё, кстати, по Уставу ООН, запрещающему любую интервенцию и внешнее вмешательство в суверенные дела государств-членов ООН. И наоборот, любой, кто занимается вмешательством - не «распространяет демократию» извне, а совершает противоправную акцию, творит беззаконие и заслуживает наказания. К слову, абсолютным чемпионом мира по этим злодеяниям являются власти США.
Так, по команде из столицы «демократии», Вашингтона, 14 апреля с.г. более сотни западных боевых ракет были запущены в сторону «антидемократичного», диктаторского режима Б. Асада. Повод – недоказанное никем применение под Дамаском химического оружия в отношении сирийских «борцов за демократию». На юридическом языке это был акт военной агрессии в отношении суверенного государства. Причем единственным «доказательством вины Асада» стали кадры из постановочного фильма «белых касок» (последние финансировались из Британии и США), а контраргументов со стороны Сирии и России (включая вещественные доказательства и свидетелей очередного фейка) в «правовом» американском государстве и других странах НАТО даже слышать не захотели. Вообще говоря, США и их союзники среди прав и свобод людей давно исключили даже право на жизнь (если только это не их собственные жизни). Ну а о «верховенстве закона» в их системе ценностей красноречиво свидетельствует скандальное дело Скрипалей, более похожее на преступный сговор спецслужб США и Великобритании, с похищением граждан России и принуждением членов НАТО к новым антироссийским демаршам.
Такого рода варварские повадки заслуживают адекватных дефиниций. Так, не пора ли в отношении Соединенных Штатов ввести в устойчивый отечественный, а лучше международный оборот такие словосочетания как «режим США», «вашингтонская диктатура», «американские борцы с демократией»? Во всяком случае, проявлять излишнюю деликатность в отношении тех, кто в своих законах прямо и гласно называет Российскую Федерацию противником (adversary) мне представляется контрпродуктивным.
С конца 1980-х годов нас фактически принудили действовать в системе импортных ценностных ориентиров, на чужом смысловом поле. Победить, играя с шулерами их краплеными картами, невозможно! Выиграть навязанную нам информационную войну по правилам затеявших ее проблематично. Взывать к совести бессовестных, считающих нас варварами, недостойными джентельменского отношения, нелепо. Игры в их слова, по их понятиям - дело пустое и весьма вредное. Отсюда важно:
1. Не рассчитывать на понимание, признание, тем более милость, тех, для кого мы не партнеры, но противники.
2. Не поддаваться на провокации.
3. Не оправдываться перед лжецами и преступниками.
4. Не стесняться называть вещи своими именами.
5. Предложить стране и миру собственные слова и смыслы, точнее очистить вечные понятия о добре и зле, чести и совести, народовластии и правде, справедливости и порядочности от пропагандистской шелухи тех, кто забыл о собственных цивилизационных корнях, возвел грех в ранг закона и, впав в гордыню, возомнил себя властителем рода человеческого.
Андрей КЛИМОВ