МИР, ВОЙНА И АНАЛИТИКА
Еще две тысячи лет назад апостол Марк предупреждал: «…нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Евангелие от Марка, гл. 4, ст. 22). Можно, конечно, придумать мудреные шифры, закрытые каналы передачи данных и сложные «оперативные комбинации», но рано или поздно тайнопись будет расшифрована, секретные каналы «протекут», а свидетели заговорят (даже канувшие в Лету). То же относится к попыткам размыть факты миллионами фейков или утопить истину в океанах диффамации.
Однако бывают периоды, когда фактор времени приобретает решающее значение. И то, что в жизни обыденной можно отложить на потом, оставить суду историков, в условиях войны недопустимо. Сказанное относится не только к традиционным боестолкновениям, но и к гибридным войнам, идущим без привычных войсковых операций.
Нам война уже объявлена. В прошлогоднем американском законе Российская Федерация (не лично Путин, парламент РФ или партия «Единая Россия», а именно ВСЯ РОССИЯ) названа противником ("adversary") Соединенных Штатов с 2 августа 2017 г. При этом США в тексте закона PL 115-44 прямо призвали к противодействию Российской Федерации всех партнеров по НАТО и вассалов, от ныне зависимой Украины до непризнанного Косово (“to closing loopholes against the Russian Federation” ).
Но чтобы ответить на вызовы, мало громко клеймить американских империалистов, их внешних пособников и местную «пятую колонну». Важно точно понимать, что происходит, и вырабатывать разумные, своевременные ответы на вызовы нашего времени. Замечу, привычно полагаться на государство было бы, мягко говоря, наивно. Во-первых, государство - это мы с вами, его граждане, и более никто. Мы с вами и есть носитель суверенитета и единственный источник власти в стране (так по Конституции). Кстати, именно российский НАРОД выигрывал ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ войны.
Во-вторых, мы немало говорим о гражданском обществе, но вправе ли оно самоустраняться в годины реальных испытаний, полагаясь исключительно на чиновников?
В-третьих, органы власти действительно обязаны в рамках полномочий направлять и координировать работу по обеспечению государственного суверенитета, целостности РФ, ее развития. Но только опираясь на ВСЁ российское общество, это можно делать своевременно и эффективно.
А возможно ли без спутников-шпионов, нелегальной разведки, «жучков» и суперкомпьютеров разоблачать козни заклятых партнеров и разрабатывать предложения для высших инстанций и общества в целом? Да, есть сферы, где практически нельзя. Но многое можно и нужно делать, опираясь на открытые данные, знания, опыт, творческий подход, когда делаешь дело не столько за рубли, звания, «для начальства», сколько на совесть и во благо Отечества.
Замечу, что еще в советские времена, когда в СССР была жесточайшая цензура, подлинная властная вертикаль и тотальная секретность, ЦРУ черпало более 80% нужной для них информации из вполне открытых источников. В эпоху современных информационно-компьютерных технологий и прозрачности границ главное – корректный и своевременный анализ информационной лавины, умение делать точные выводы и вносить реалистичные предложения.
В России существуют сотни разнообразных «политологических центров» и тысячи гражданских экспертов по войне и миру, безопасности и защите национальных интересов, международным и оборонным делам. Только вот в условиях рыночной экономики и свободы слова среди этой публики то и дело проявляются те, кто не столько помогает вскрывать проблемы, сколько решает какие-то свои, личные или корпоративные вопросы. Ладно бы без вреда общему делу и злого умысла. Но бывает не просто с умыслом, а прямо по заказу с ТОЙ стороны (у сенаторской комиссии по защите госсуверенитета примеров хоть отбавляй).
Есть и банальные шарлатаны от аналитики, своеобразные политологические алхимики, безответственные умельцы поговорить с умным видом обо всем и ни о чем одновременно. А еще есть чужеземные структуры, которые регулярно подбрасывают нам слухи, сплетни, гнилые «факты» и ложные аргументы, наводят на ошибочные выводы и навязывают опасные рецепты. Это со скоростью света распространяется в виртуальном пространстве, разносится по эфиру.
Сегодня значительно повышается роль и ответственность организаций и лиц, связанных с анализом информации международного характера, формулировании на ее основе выводов и рекомендаций для последующего использования. Поэтому, осознавая гражданскую и профессиональную ответственность, мы с коллегами решили создать Аналитический комитет. Его цель - защита общественных интересов в сфере аналитической деятельности по международной тематике, а также формулирование на ее основе выводов и рекомендаций.
Задачи общественного Комитета:
• Поддержка добросовестных аналитиков-международников, их организаций и объединений на территории РФ;
• Изучение аналитических материалов, произведенных за пределами РФ, их оценка;
• Информирование профессиональных кругов и широкой общественности о случаях распространения недобросовестных аналитических материалов, а также сделанных на их основе выводов и предложений на территории РФ независимо от источников производства и распространения такого рода информации;
• Оказание содействия заинтересованным российским лицам и организациям в сфере осуществления качественного, системного анализа по международной тематике;
• Создание рейтингов соответствующих аналитических центров, работающих по международной тематике;
• Инициирование форумов, конференций, семинаров, круглых столов, презентаций, пресс-конференций для реализации основных задач деятельности Комитета, а также решение иных задач, вытекающих из целей деятельности Комитета.
Наша работа ведется исключительно в интересах российского государства и общества, носит сугубо некоммерческий характер. Мы рассчитывает на широкую поддержку и намерены активно сотрудничать со всеми заинтересованными лицами и организациями.
Андрей КЛИМОВ
Сопредседатель российского
Аналитического комитета,
доктор эконом. наук,
член Совета по внешней
и оборонной политике РФ
16 апреля 2018 г.