АКТУАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
Отпуск — лучшее время для чтения. Обычно книги для него подбираю сам, но перед августом знакомый по брюссельским форумам швейцарский финансовый консультант и меценат Стефан Ро подарил мне свое собственное издание. Тема публикации, прямо скажем, далека от его обычного круга интересов, но бурные события последних лет заставили этого европейца взяться за написание весьма специфического «научного расследования». Итогом стала книга – «The Faking of RUSSIA-GATE. The Papadopoulos case. An Investigative Analysis» (ILS Publishing, 2018). В вольном переводе – «Измышление РАША-ГЕЙТА. Дело Пападопулюса. Аналитическое расследование». На трех сотнях страниц Стефан Ро с соавтором Терри Пастором скрупулёзно и, пожалуй, излишне дидактично рассматривают так называемое вмешательство русских в американские выборы 2016 г.
В отличие от большинства иностранных авторов они опираются исключительно на достоверные факты и сделанные на их основе умозаключения. При этом, не являясь «адвокатами Москвы» или «прокремлевскими авторами», Ро и Пастер хорошо аргументированным способом доказывают то, что неоднократно заявляли в самой Москве – непричастность правительства РФ, нашего президента к событиям, о которых третий год гудят прозападные СМИ.
Работа председателем сенаторской Комиссии по защите государственного суверенитета России и предшествующий 28-летний опыт международной политики (в качестве парламентария) позволяет автору этих строк обладать достаточными знаниями по исследуемому предмету. В этой связи констатирую: многое из того, о чем пишут Ро и Пастор, мне известно по иным источникам и все практически полностью совпадает даже в деталях. Последнее позволяет с еще большим доверием отнестись к рецензируемому тексту. Повторюсь, речь о самостоятельном расследовании западных экспертов, выполненном по их инициативе, на основании их источников.
Рецензии не предполагают доскональный пересказ прочитанного, но на отдельных персонажах хотел бы остановиться особо. Среди них Кристофер Стил – сочинитель конфиденциального досье («Steele Dossier»). Оно, по сути, стало первым камнем в лавине голословных обвинений Дональда Трампа в «работе на русских», а Владимира Путина и российских властей во вмешательстве в американские президентские выборы 2016 г.
Мистер Стил персона, давно известная в узких кругах спецслужб Великобритании, США и СССР/РФ. До того, как основать в 2009 г. частную разведывательную организацию Orbis Business Intelligence Ltd. (OBI), он 22 года служил в британской разведке МИ-6, куда попал со студенческой скамьи Кембриджского университета. Русскоговорящий агент вскоре оказался в перестроечной Москве, где служил под дипломатическим прикрытием. Для отечественных органов его истинная служба тайной не являлась, и Стилу пришлось в 1993 г. навсегда покинуть российскую землю. Правда, сидя в лондонском офисе МИ-6, он продолжал курировать русское направление в английском шпионском ведомстве.
По роду службы Стил многократно пересекался с американскими коллегами и их агентурой. Не случайно именно к OBI решили обратиться американцы, когда в Вашингтоне сочли необходимым обуздать Трампа, еще только вставшего на путь к Белому дому. По данным авторов рецензируемой книги, заказ поступил Стилу в 2015 г. от американской компании Fusion GPS. Последняя к тому времени была известна в Вашингтоне скандальными расследованиями. Fusion GPS, в свою очередь, уполномочили на то оппоненты Трампа внутри Республиканской партии. Для них кандидат Трамп был опасным конкурентом на предстоявших в США праймериз.
Позже (когда выяснилось, что Трамп реальный конкурент для Х. Клинтон) финансирование по той же схеме пошло уже со стороны Демократической партии и ее видных деятелей. Так, Ро и Пастер пишут о том, что через Fusion GPS на борьбу с Трампом было освоено в целом 12,4 млн. долларов из предвыборного фонда Х. Клинтон. При этом от самой Демпартии поступило 5,6 млн., а через личный фонд президента Б. Обамы («Obama for America») еще 972 тыс. долларов. Упоминается в книге и о «материальной помощи» ФБР.
Таким образом, краеугольный камень антитрамповской/антироссийской кампании в США был заложен отставным британским шпионом на деньги противников Д. Трампа как в самой Республиканской партии, так и демократами, включая кандидата в президенты США Х. Клинтон и президента Б. Обаму.
Теперь о содержательной части Досье. В нем содержится набор суждений, основанных частью на анонимных источниках, частью на притянутых за уши фактах. Среди последних — дело некого Джорджа Пападопулюса. Он попал в фокус общественного интереса потому, что, с одной стороны, некоторое время был при штабе Трампа и якобы отвечал там за международную повестку, с другой, будто бы был на связи с Москвой.
В действительности, как пишут Ро и Пастор, сам Пападопулюс слыл человеком, «возникшим ниоткуда» и имевшим в качестве главной связи с Москвой лишь мальтийского профессора-политолога Джозефа Мифсуда. Последний описывается как человек, близкий к британскому разведывательному сообществу («high-profile trainer of diplomats under full control of MI-6») и симпатизирующий американским демократам («Clinton partisan»). Профессор в Москве бывал, но кроме нескольких российских политологов никого там толком не знал и с Кремлем связей не имел.
В конце апреля 2016 г. профессор сообщил Пападопулюсу, что у русских‑де есть «тысячи электронных писем с компроматом на Клинтон». Американец поблагодарил мальтийца и предложил сделать это предметом встречи «между русскими и Трампом». Позже, повествует книга, в состоянии алкогольного опьянения Мифсуд сболтнул в лондонском баре про «русский компромат» австралийскому дипломату, тот сообщил «куда следует». В итоге разговорчивый профессор был многократно допрошен ФБР по «русскому делу». Что же касается самого Пападопулюса, то Ро и Пастор убедительно указывают на аффилированность шустрого американца с ФБР.
К слову, схема, при которой заокеанские спецслужбы устраивают провокацию в отношении российских граждан, а затем выставляют их преступниками, давно отработана. В отличие от наших соотечественников Мифсуд еще легко отделался. Его пока не похитили агенты США и не бросили в одну из американских тюрем лет на двадцать. Пападопулюс же как ни старался не смог заинтересовать своими предложениями по связи с Трампом никого из серьезных представителей Российской Федерации (видимо, плохо скрывал повадки заурядного провокатора). Впоследствии он вообще куда‑то пропал.
Рассматривают авторы рецензируемой книги и пресловутые «атаки русских хакеров» на ресурсы Демпартии США, а также «попытки русских изменить результаты выборов». Правда, этой теме они уделяют явно меньше места, чем другим сюжетам. Последнее объясняется, скорее всего, тем, что доказательная база обличителей российского государства здесь столь слаба, что не заслужила большего внимания авторов книги. Впрочем, даже Сенат США не установил русского влияния на результаты выборов 2016 г.
Есть в книге и другие сюжетные линии. Однако вывод по каждой из них лишь предлагает читателям все новые и новые аргументы для осознанного недоверия к очередной русофобской версии вашингтонского истеблишмента. Жаль только, что подобные исследования имеют ничтожный тираж в сравнении с океаном дезинформации, которым вот уже третий год пытаются промывать мозги американцам и всем остальным землянам.
Именно под прикрытием данной заказной мистификации строятся противоправные ограничительные меры против России, которые все больше напоминают акты дипломатической войны и финансово-экономического терроризма. Причем они уже приобрели долгосрочный характер, закрепленный американским федеральным законом, подписанным по иронии судьбы самим президентом Трампом ровно год назад.
APROPOS: 15 марта текущего года на информационных лентах появилось сообщение о том, что экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль, отравленный в Англии при таинственных обстоятельствах, мог быть замешан в деле К. Стила против Д. Трампа. Во всяком случае, российским судом установлено, что Скрипаля завербовала как раз британская МИ-6 в 1995 г. Напомню — тогда в ее лондонском офисе на русском направлении работал именно мистер Стил. А уже в наши дни британская газета The Telegraph сообщила о том, что Скрипаль поддерживал тесные связи с частной разведывательной фирмой OBI, возглавляемой все тем же К. Стилом.
Если фантазии Скрипаля были использованы для очередных мистификаций, то очевидно для устойчивости «дела против Трампа», экс-шпиона лучше было убрать с глаз долой. Убрали 4 марта 2018 г. Но при этом еще использовали «отработанный материал» в антироссийских целях. Напомню, в апреле с. г. директора СВР Е. Нарышкин публично назвал провокацию с отравлением Скрипалей «гротескной провокацией… грубо состряпанной спецслужбами Великобритании и США». На этом фоне появление очередных американских рестрикций в отношении России по «делу Скрипалей» представляется предопределенным. 27 августа с. г. «новые санкции» США против РФ «по обвинению в применении химического оружия в британском Солсбери» (дело Скрипалей) вступили в силу.