ГлавнаяПозиция › Смех и грех

Смех и грех

Совпало: 31 мая в предпоследний день работы международного форума "Русский язык между Европой и Азией" я представил пермской публике и гостям форума свою новую книжку - "Воспоминание о юморе" - своеобразное автобиографическое эссе о периоде брежневского застоя, когда автор пробовал себя в сатирическом жанре; днем позже в Перми открылась выставка, приуроченная к фестивалю "Белые ночи", и там среди прочего были вывешены работы некого художника из Сибири.

Я узнал об этих "шедеврах" случайно, от знакомого журналиста. То, что главный покровитель очередного вернисажа некий Марат Гельман (столичный "галерист", обосновавшийся в Перми при губернаторе Чиркунове) назвал потом чуть ли не образцом народного юмора и сатирой по отношению к российским властям и их якобы формальному подходу к Олимпиаде в Сочи, показалось мне удивительно знакомым.
Так или примерно так изображали мое Отечество пропагандисты Гитлера, а еще раньше наши противники времен Крымской войны и нашествия Наполеона.

Особо возмутило меня даже не это, а то, что фактические подражатели дела извечных врагов России официально были презентованы со своими творениями в центре большого фестиваля в родной мне Перми (куда ни разу не ступала нога иностранных завоевателей), да еще практически за казенные средства!

В тот же час я написал по электронке письмо-реплику в одну из ведущих пермских газет ("Звезда") и они ее тут же опубликовали (За Пермь обидно!). Уже через несколько минут после публикации реплики в Интернете пошел настоящий вал откликов.
Одни, почему-то называя меня "чиновником" (никогда им не был ни формально, ни душой; "чиновник", скорее, Гельман-директор госмузея!), упрекали Климова в отсутствии чувства юмора, в попытке ввести цензуру (!?), в гонениях на "бедного" галериста и даже в намерении "подставить" местные власти.

При этом мои критики как-то забыли, что это не я придумал размещать такого рода русофобский "юмор" в центре Перми за казенный счет и не я, а "прозревшие" пермские чиновники только после начавшегося скандала распорядились сомнительные карикатуры убрать. Увы, именно после того, как картинки в духе гебельсовской пропагандистской кухни получили дополнительную скандальную рекламу в СМИ и виртуальной паутине. Другие участники спонтанной интернет-дискуссии поддержали автора этих строк: пора, мол, избавить нас от псевдоискусства и сомнительного "юмора" за государственный счет, пермские "Белые ночи" "без Гельмана не потемнеют"!

Позже мне звонили отдельные журналисты, интересовались "не заказ ли это", почему "художник не имеет право на самовыражение", что плохого в "культурной провокации" и "художественном эпатаже"?

Однако не все они, к сожалению, точно изложили то, что услышали от меня по этому поводу. Именно поэтому хочу четко обозначить свою позицию:

1) Цензура в нашей стране запрещена законом, но это не значит что за государственные и муниципальные средства следует оплачивать все без разбора.

2) Я давно научился отличать художественную провокацию, без которой невозможно ни развитие искусства, ни прогресс цивилизационный, от акций ПРОВОКАТОРОВ, для которых главная мишень - моя страна, наш народ, его язык, духовные традиции и культура. Гельман, по-моему, из их числа.
Не даром человек похожий на "галериста-провокатора" публично развернул с балкона над моими соотечественниками-земляками плакат, где белым по красному было намалевано "Е... ВАШУ МАТЬ".

3) Юмор, дело тонкое. По словам Достоевского "юмор есть остроумие глубокого чувства". Русофобские чувства художника, работающего в многовековой стилистике антироссийских карикатуристов и его патрона-галериста, видимо воистину глубоки. Что касается остроумия и оригинальности - сомневаюсь. Тема "с бородой", а исполнение на мой взгляд говорит скорее о скудоумии.
Если бы они хотели "критиковать тех кто ворует бюджетные деньги на олимпийских объектах" или "демонстрировать бюрократический подход к спорту", то для этого явно не надо было рисовать олимпийские кольца в форме виселиц и колючей проволоки (так не поступали антифашисты даже во времена Олимпийских игр в фашистской Германии).
Причем тут "борьба с коррупцией" и медведь с ликом Сталина на фоне олимпийской символики (Сталин коррупционеров расстреливал, но не только коррупционеров, всех, кого считал своими врагами, причем незамедлительно, а олимпиады не жаловал).
Короче говоря, если ты сатирик - пиши (рисуй) точнее. Здесь-то и нужен ОСТРЫЙ УМ.

4) Есть эпатаж, а есть хулиганство, в том числе наказуемое уголовно. Надеюсь наши отечественные прокуроры эту разницу научились различать. Во всяком случае, для меня многое из того, что творит в России сын советского драматурга, работавшего в стиле социалистического реализма (Александра Гельмана), скорее очевидное хулиганство, чем защита современного искусства и прогрессивных художников. Но это мое частное мнение, а не "заявление в органы".

В народе говорят: и смех, и грех. В нашем случае смеха не так много, а вот грех на душу свою кто-то очевидно взял.

Андрей Климов, 8 июня 2013.

Статьи

ТЯО ТЯО
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ
ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
Все статьи

Хроника

КРУГЛАЯ ДАТА 9 ноября сенатор А. Климов отметил свою "круглую дату" - 70-летие со дня рождения.
ЖЕНЕВСКАЯ НЕДЕЛЯ С 13 по 18 октября в Женеве проходила 149 ассамблея старейшей из существующих в мире международных
ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО! Август прошёл свой временной экватор, однако для сенатора А. Климова заканчивающееся лето вновь не с
Вся хроника