ИНОАГЕНТЫ
Более десяти лет как в российское право вошло словосочетание “иностранный агент”. Это отнюдь не наше изобретение. Пальма первенства здесь точно принадлежит Соединенным Штатам, которые в далеком 1938 году приняли закон об обязательной регистрации “иностранных агентов”. С изменениями и дополнениями он действует там и поныне, грозя любым его нарушителям суровыми последствиями, включая длительное тюремное заключение. При этом сами США, как минимум, последние полвека интенсивно насаждали собственных агентов влияния на всех континентах. А после распада СССР они резко усилили эту работу на всем постсоветском пространстве, особенно в Российской Федерации. Причем, в отношении к России в вашингтонской элите существует закрепленный с августа 2017 г. законом США консенсус: Российская Федерация есть ПРОТИВНИК АМЕРИКИ, против которого все средства хороши, и “сдерживать” которую следует всем проамериканским миром, да так, чтобы “закрыть все лазейки против Российской Федерации”.
С 2012 г. в нашем государстве наконец-то появились нормативные акты, связанные с порядком регистрации отдельных категорий лиц, имеющих признаки иностранных агентов: получение зарубежного содействия при одноименной деятельности в политической, медийной сферах, а также сборе данных, чувствительных для отечественной обороны и национальной безопасности.
В 2022 г. с учетом накопленного опыта в сфере принятия и применения такого рода законов и подзаконных актов мы с коллегами приняли комплексный федеральный закон о контроле за лицами, находящимися под иностранным влиянием. Названный документ вступает в силу с 1 декабря сего года, хотя был одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ и опубликован ещё летом. Последнее сделано не только для того, чтобы Правительство РФ, министерства и ведомства приняли необходимые нормативные решения во исполнение нового закона, но и для того, чтобы все заинтересованные лица смогли должным образом подготовиться к деятельности с учетом положений обновленного отечественного законодательства. Сейчас на его основе вносятся необходимые поправки в иные федеральные законы.
Подчеркну, рассматриваемый закон носит в первую очередь профилактический характер, предупреждая лиц, сотрудничающих с иностранными структурами, от совершения тяжких преступлений против государства (государственная измена, шпионаж и т.п.), а общество от возможного деструктивного влияния так называемых иностранных агентов. При этом сама по себе деятельность иноагентов в России упорядочивается (они обязаны маркировать свою продукцию и периодически предоставлять властям отчеты о такого рода деятельности). Наказание же (административное и уголовное) наступает только за нарушение норм рассматриваемого закона.
Важно отметить, что закон касается как физических, так и юридических лиц (включая коммерческие структуры), независимо от их гражданской принадлежности. При этом гражданин РФ вполне может быть признан иностранным агентом и в случае его деятельности за рубежом. Примеры есть. К тому же, именно за рубежами РФ нашим недругам заниматься вербовочной работой гораздо удобнее.
В любом случае следует иметь в виду, что решение о признании иностранным агентом и внесение лица в государственный реестр иноагентов принимает Министерство юстиции России, и оно может быть обжаловано, а при определенных законом обстоятельствах лицо может быть исключено из числа иноагентов (таких случаев немало).
Наконец, что бы там не каркали наши закадычные оппоненты, закон о контроле за лицами, находящимися под иностранным влиянием, не имеет отношения к 99,99% граждан России. Его фигуранты составляли и составляют мизерную часть жителей РФ и отечественных организаций.