ГлавнаяСтатьи › ЯПОНИЯ – 2.0

ЯПОНИЯ – 2.0

Это было в прошлом веке, когда горбачевская перестройка начинала буксовать, а ветер перемен уже свистел в ушах советских людей. Нам открывался новый мир, закрытый доселе железным занавесом, и этот мир также хотел понять – «куда теперь идут эти русские»? Именно тогда, в конце 1980-х, я впервые попал в Японию, причем не туристом, а сразу главой пермской деловой миссии (которую сам же организовал)!

Впрочем, Япония появилась на моем личном «радаре» раньше – в 1970-е. Тогда многие увлекались восточными единоборствами. Я – карате.
Это не просто вид спорта (в СССР карате вообще официально спортом не признавали, даже запретили, введя уголовное наказание за его нелегальное изучение). Карате суть система духовного воспитания, основанного на кодексе воина-самурая и буддизме.
Подобные основы, мягко говоря, не соответствовали марксизму-ленинизму, составлявшему идеологический фундамент СССР. Зато погружение в мир карате приводило к познанию духовного мира Японии, вообще Востока.

Но вернемся к моему первому вступлению на японскую землю. Не могу сказать, что испытал какой-то «культурный шок» от увиденного. Но у меня было ощущение сразу двух Японий: новой индустриальной сверхдержавы с бесконечными небоскребами и многоэтажными автострадами, и страны буддийских храмов, «сада камней», маленьких шумных ресторанчиков и множества непривычных нам ритуалов.
Японцы тогда явно присматривались к российским природным богатствам и настойчиво пропагандировали идеи конверсии советских оборонных предприятий (включая Мотовилихинский завод в моей родной Перми). Мы же пытались заполучить от них хоть какие-то инвестиции и технологии.

О том, как шли подобные переговоры, знаю не понаслышке. С конца восьмидесятых по начало девяностых я консультировал руководство одной из самых крупных корпораций Японии по вопросам сотрудничества сначала с СССР, а затем с СНГ.
С тех пор минуло еще двадцать пять лет. Именно столько я не был в Токио. Распался Советский Союз, на его месте возник Евразийский экономический союз, локомотивом которого стала обновленная Россия. Соседний Китай превратился из отсталой державы с миллиардом бедняков в азиатскую супердержаву, опередил по объему ВВП Японию и начал активно приспосабливать окружающий его мир под собственные национальные интересы.
Россия тоже громогласно напомнила о собственных национальных интересах, сама вошла в пятерку крупнейших экономик Земли, удержала титул ядерной сверхдержавы и еще вместе с Китаем создала два новых международных альянса: Шанхайскую организацию сотрудничества и БРИКС.

В то же время Япония, хотя и не исчерпала накопленный финансовый и производственно-технический потенциал, но столкнулась с целым рядом серьезных вызовов: старением населения, экологическими катастрофами, спадом темпов роста экономики, утерей былого лидерства на мировых рынках.
Видимо и для нас, и для японцев настала пора переосмыслить собственные взаимоотношения, наступила пора «перезагрузки». Такую перезагрузку явно простимулировал еще один фактор – антироссийские санкции, к которым Японию принудили из Вашингтона (не будем забывать, что американские оккупационные войска до сих пор используют «страну восходящего солнца» как свой непотопляемый авианосец, а влияние США на японских политиков и бизнесменов с 1945 г. остается крайне высоким). Теперь Токио, где санкционные войны с Россией восторга не вызывают, а потребности в российском сырье и рынке по-прежнему велики, мучительно ищет выход. К тому же китайские инициативы типа Шелкового пути XXI века и укрепление стран Южной Кореи и стран АСЕАН вынуждают Японию осваивать новые транспортные коридоры, кооперационные конфигурации и экономические партнерства.

Впервые я зримо увидел эту заинтересованность в сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Тогда, на заседании японо-российской дискуссионной сессии, я (неожиданно для себя) встретил тех, кого не виде с 1993 г.
Японцы узнали меня сами. Они тоже не помолодели (прошло четверть века!), но с первых минут разговор пошел так, как это бывает при встрече старых знакомых – без дипломатических формальностей. Буквально за день мы договорились о моем новом визите в Японию. Правда теперь я поехал туда как российский сенатор – член руководства по международным связям партии «Единая Россия», а приглашающей стороной стала правящая Либерально-демократическая партия Японии (ЛДПЯ).

Так в самый канун весны я вновь оказался в Токио. Город, на мой взгляд, существенно не изменился, разве что небоскребов и автострад стало еще больше, да появилась новая огромная телебашня. Императорский дворец, сад камней и маленькие ресторанчики были на прежних местах. Зато стиль и содержание разговоров с японцами существенно изменились. Уже сам факт, что мои переговоры в день прилета японские коллеги организовали в резиденции премьер-министра и пригласили на их освещение десятки журналистов, говорил о многом. На востоке мелочей не бывает! То с кем, где и как мы встречались подчеркивало желание принимающей стороны показать серьезность намерений «ренессанса» двусторонних отношениях.

Достаточно сказать, что специально под приезд нашей делегации члены руководства ЛДПЯ создали «Дискуссионный клуб японо-российских законодателей» во главе с заместителем генерального секретаря кабинета министров Японии и ближайшим сподвижником премьера С. Абэ – сенатором Х. Сэко. Причем наши радушные хозяева тут же попросили организовать в России нечто подобное для постоянных и прямых контактов на высоком уровне.
Еще в первый же день на токийской земле нам сообщили о большом желании премьера С. Абэ (он сейчас еще и председательствует в «Большой семерке») встретиться с президентом В. Путиным как в России, так и в Японии. И это несмотря на прямую просьбу президента Б. Обамы «повременить» с подобными встречами! Японцы напомнили, что с радостью ждут в гости лидеров парламентских палат В. Матвиенко и С. Нарышкина (оба в санкционных списках Запада).
В ответ мы предложили японцам для периодических неформальных контактов площадку «Евразийского диалога» при российском парламентском Европейском клубе, где можно было бы открыть специальную японскую секцию. Предложение было немедленно принято и уже в начале апреля с.г. в Москве начнется практическая реализация нашего общего теперь плана.

О чем может идти речь на ближайших экспертных консультациях? О многом, очень многом. Вот лишь один пример. Япония крайне заинтересована в надежном и современном транспортном коридоре в страны ЕС. Воспользоваться будущим китайским «Шелковым путем» в Токио явно не готовы ни сегодня, ни завтра. Зато о проекте подобного рода с Россией они готовы не просто думать, но и вкладывать значительные финансовые ресурсы – речь о многих десятках миллиардов долларов (которые есть в японских банках уже сейчас).

Замечу, моим землякам в Перми развитие событий в этом направлении может быть весьма кстати, поскольку транспортный коридор «Шелкового пути» не пройдет через нас, а вот возможный коридор «Япония – ЕС» через Дальний Восток и Сибирь явно пересечет Западный Урал. Этот проект (если вовремя подготовиться) поможет реанимировать идею БЕЛКОМУРА и придаст новый импульс всей экономике Пермского края. Еще японцы думают о сотрудничестве в таких новых для наших отношений сферах как сельское хозяйство и медицина. А значительное изменение курса рубля в 2014–2015 гг. открывает дополнительные возможности для прямых японских инвестиций в российскую промышленность (с последующим сбытом продукции как внутри СНГ, так и в ЕС).

В случае японо-российского экономического ренессанса очевидные импульсы получат многие наши отрасли и регионы (от Владивостока до Калининграда). Японцы, разумеется, тоже в накладе не останутся.
А как же быть с американскими «кураторами» Токио, проблемой Мирного договора между нашими государствами и японскими притязаниями на часть российских островов? – спросит мой искушенный в политике читатель.
Что касается американцев, то это «неизбежное добро» уже давно не является для Токио непреодолимым препятствием. Даже в годы холодной войны их предприятия умудрялись поставлять в Советский Союз оборудование, на котором потом у нас вытачивались очень важные части «для продукции специального назначения» в обход всем запретам НАТО (Япония, напомню, в НАТО не входит). Вот и теперь в Токио по поводу санкций особого антироссийского фанатизма не испытывают и ведут себя гораздо разумнее, чем в Брюсселе, Лондоне, Париже и Берлине.

По поводу формального наличия Мирного договора могу высказать личное мнение, что и без него нам можно реализовать все задуманное, хотя взвешенный долгосрочный договор о дружбе и сотрудничестве на взаимовыгодной основе еще никому не помешал.

Что же касается пресловутой проблемы северных территорий, то в мире есть много такого рода «исторических вопросов», даже между весьма близкими союзниками (в том числе внутри ЕС и НАТО), но они не мешают этим странам двигаться вперед к общей выгоде. Единственный разумный путь для обсуждения тем подобного рода – политико-правовой. Мы же к равноправному и непредвзятому политическому диалогу с соседями, да и всеми остальными странами всегда готовы.

Андрей КЛИМОВ, координатор
«Евразийского диалога», советник Председателя
Высшего Совета «Единой России»,
доктор экономических наук

10 марта 2016 г.

Статьи

ТЯО ТЯО
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ
ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
Все статьи

Хроника

КРУГЛАЯ ДАТА 9 ноября сенатор А. Климов отметил свою "круглую дату" - 70-летие со дня рождения.
ЖЕНЕВСКАЯ НЕДЕЛЯ С 13 по 18 октября в Женеве проходила 149 ассамблея старейшей из существующих в мире международных
ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО! Август прошёл свой временной экватор, однако для сенатора А. Климова заканчивающееся лето вновь не с
Вся хроника