ВЕК УЧИТЬ
«Вечером 14 октября в прохладном воздухе осеннего сквера дымились уличные факелы. У Пермского театра оперы и балета сходилась нарядная городская публика. Столпы местной власти и промышленники, люди науки и журналисты. Повод был – день рождения первого на Урале университета».
Эти строки одинаково могли быть началом газетной заметки как в предреволюционном 1916 году, так и ровно сто лет спустя в мирном 2016. Да, и тогда, и теперь, в моем родном городе на Каме был свой Университет, и свой Театр. Именно в главном губернском театре наши предки отмечали первый день рождения одного из старейших вузов России. С тех пор Театр и Университет уже вместе формировали облик моей Перми, наполняя город заводов и фабрик особой духовной, творческой энергией.
Между прочим, именно Университет и Театр связали столицу Прикамья с городом на Неве – Санкт Петербургом. Петроградский университет вдохнул жизнь в университет пермский, а Кировский (Мариинский) театр в годы ленинградской блокады не только нашел на нашей сцене свой второй дом, но и заложил основы всемирно известной пермской балетной школы.
Наперекор крутым поворотам истории Университет и Театр превратили Пермь в признанный культурный центр, принесли городу мировую известность.
Заметим, счастливое сочетание академического театра и классического университета присутствует далеко не везде. В университетской Мекке - Оксфорде, побратиме Перми, театра нет. Причем, как отметил один из оксфордских гостей, за свое первое столетие (из девяти веков) британская кузница знаний добилась меньшего, чем наша альма-матер.
Университет дал Перми еще несколько высших учебных заведений, сформировавших в столице Западного Урала крупный российский центр образования и науки. При этом практический каждый из ста тысяч выпускников классического университета не раз посещал и академический театр, дополняя полученные в вузе знания тем, что делает из человека с высшим образованием подлинного российского интеллигента.
Мне повезло. Самые первые годы прошли у меня рядом со стенами Театра. Помню его в прежнем виде, до завершения реставрации и расширения в 1959 г. При этом, еще ребенком меня водили не только в Театр, но и в Университет. До сих пор память рисует очертания «маминой» химической лаборатории, университетской библиотеки и ботанического сада того времени.
Мне посчастливилось не только поступить на престижный с 1970-х годов экономический факультет Университета, но и десять лет преподавать там, после московской аспирантуры. Одновременно судьба свела меня со многими людьми Театра, включая такие его легенды, как Л. Сахарову.
До сих пор, возвращаясь в родной город из длительных и дальних странствий, я всегда стараюсь побывать в двух этих опорных центрах Города. Вижу, как преображаются Университет и Театр, как осваивают они премудрости жизни в наступившем 21-м веке.
Увы, не все идет гладко. Мне могут возразить, что «в наше нелегкое время» трудно найти нужные средства на должное развитие Университета и Театра. Но, простите, Университет возник в Перми на третий год Первой мировой войны, стойко перенес тяготы революционного перелома, разруху гражданской войны. Потом, были явно не сахарные годы индустриализации, массовых репрессий интеллигенции, Великой Отечественной, послевоенного восстановления страны… Сказанное, в полной мере можно проецировать и на историю Театра.
Однако нашлись же люди, такие как миллионер Н. Мешков – подарившие городу Университет или председатель Пермского облисполкома И. Никольский, при котором прошла единственная с 1879 г. коренная модернизация здания Театра. Не думаю, что проблема финансовых средств была для них менее актуальна, чем для последователей.
Впрочем, дело не только в деньгах. Отношение к Театру и Университету менялось в самом обществе. Да и общество менялось. Если в начале прошлого века в Перми проживало около ста тысяч жителей, то теперь число их выросло на порядок. Университет и Театр в одиночку уже не справлялись с таким количеством публики. Даже появление новых вузов и театров не изменяло это соотношение кардинальным образом.
Нынешние информационные технологии также наложили свой отпечаток на отношение современников к традиционным формам получения знаний и «культурному досугу». Не могло не сказаться на формировании подрастающих поколений пермяков и то, что происходило в «лихие девяностые» (явно не лучшее время для творческого роста).
Тем не менее, именно наступившее тысячелетие дает Прикамью дополнительный шанс в стабильном развитии с опорой, в том числе, на такие его фундаментальные ценности как Университет и Театр.
«Экономика творчества» становиться подлинным двигателем современного общества. Ведущие государства Запада уже давно сосредоточились именно на этой сфере, перенеся материальное производство своих традиционных товаров в далекое зарубежье (туда, где издержки производства ниже, а рынки сбыта ближе). Например, в ВВП США доля проминдустрии, сельского хозяйства и строительства занимает уже менее 1/5! Зато продукция американских интеллектуальных центров лидирует на мировых рынках. Это относится к рынкам информационных технологий, знаний, массовой культуры.
Разумеется, наши Университет и Театр не могут и не должны заменить собой все остальные составляющие перспективного развития Прикамья. Но без них в наступившем столетии мы точно далеко не уедем.
Театр и Университет целый век учили пермяков разумному, доброму, вечному. Теперь настал наш час помочь им совершить назревший качественный переход, чтобы одарить Пермский край новыми перспективами цивилизационного роста.
Андрей КЛИМОВ,
почетный профессор Пермского классического университета