Урок пятилетки
17 июня 2017 года, ровно 5 лет назад, Совет Федерации образовал Временную комиссию по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. Это произошло по результатам инициированных Председателем СФ РФ В. Матвиенко парламентских слушаний «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика». Напомню, именно тогда в США завершали работу над законом, признававшим Россию «противником Америки» и призывавшим всех ее сателлитов (включая членов НАТО, ЕС, ОБСЕ, а также страны вроде Украины) к тотальной санкционной войне с РФ. Сам закон США вступил в силу со 2 августа 2017 под номером PL 115–44.
Среди задач новой комиссии в т. ч. стали: мониторинг внешних угроз российскому суверенитету, их анализ и разработка на его основе рекомендаций, в том числе законодательного характера; разъяснение российскому обществу реально существующих угроз со стороны иностранных государств, лиц, их объединений, а также мер по защите отечественного суверенитета и предотвращению попыток внешнего вмешательства в дела России; участие в расширении международной поддержки мерам по недопущению противоправного внешнего вмешательства в суверенные дела государств; подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии. Всего нами было подготовлено 4 ежегодных доклада, а также несколько специальных докладов и отчетов.
В основу упомянутых документов положены многие сотни страниц стенограмм десятков заседаний Комиссии, наших рабочих групп, совещаний и «круглых столов». Участие в них принимали авторитетные ученые и специалисты. Мы также активно сотрудничаем с коллегами из Государственной Думы, Центральной избирательной комиссии, Общественной палаты, профильных министерств и ведомств, с институтами гражданского общества, представителями российских регионов.
При этом Комиссия постоянно информировала о проделанной работе отечественные и зарубежные СМИ, иностранных дипломатов и зарубежных парламентариев.
Материалы Комиссии неопровержимо доказывают, что в последние десятилетия основные угрозы российскому суверенитету исходят из США и от их сателлитов, в первую очередь входящих в агрессивный военный блок НАТО. В Вашингтоне уверены, что именно независимая, единая, стабильная и сильная Россия является главным препятствием сохранению глобального господства Соединенных Штатов, их опасной имперской, неоколониальной политике. Отсюда и попытка США любой ценой ослабить наш суверенитет, расшатать политическую систему российского государства, расколоть наше общество, «порвать в клочья российскую экономику» и в итоге отправить Россию «на историческую обочину». Соответственно наша задача — укреплять суверенитет на основе отечественной Конституции.
За минувшие пять лет для укрепления российского суверенитета было сделано немало, в том числе в законодательной сфере. Так, в 2020 г. Основной закон РФ пополнился значительным числом важнейших дополнений, укрепляющих государственный суверенитет.
В период с 2017 по 2022 гг. с участием членов сенаторской комиссии были разработаны и вступили в силу положения относительно так называемых иностранных агентов.
Весной мы завершили работу над текстами проектов законов «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты». В настоящее время оба документа находятся на рассмотрении в Государственной Думе.
С 2020 г. в российском законодательстве нами уточнено понятие «просветительской деятельности», что позволяет Правительству России и уполномоченным органам власти регулировать эту общественную деятельность с учетом современных вызовов.
C 2015 г. в России нарабатывается правоприменительная практика по законодательству о так называемых «нежелательных организациях». К ним относятся зарубежные НПО, деятельность которых может нанести ущерб интересам национальной безопасности России. Сенаторская комиссия активно участвует в данной работе во взаимодействии с компетентными органами исполнительной власти.
Особое внимание уделяется совершенствованию положений законодательства, связанного с использованием цифровых технологий. Речь, в частности, идет о необходимости обязательной регистрации на территории РФ иностранных цифровых платформ, необходимости удалять контент, который запрещен российским законодательством, соблюдать наше избирательное право. При нарушении вышеназванных законов предусмотрены меры административной и уголовной ответственности.
Комиссия также вносит рекомендации органом исполнительной власти в части обеспечения должной защиты от попыток вмешательства извне в суверенные дела РФ.
Мы заинтересованы в самом широком сотрудничестве в рамках парламентской дипломатии со всеми странами, которые разделяют основополагающее положение международного права о невмешательстве извне в суверенные дела государств. На этом направлении происходит активный обмен информацией со странами СНГ, Китаем, рядом стран АСЕАН, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Прошедшее пятилетие позволило сделать немало важных выводов в сфере обеспечения национальной безопасности России, ее подлинной независимости, создания надежных условий для нашего социально-экономического развития, несмотря на массированные антироссийские устремления недругов. Пожалуй, главным уроком бурных событий последнего времени стало то, что, как отметил Президент РФ В. Путин еще 15 лет назад: «Для России суверенитет – не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия – такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета».