ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ
До недавнего времени, отвечая на вопрос об основных целях внешней политики, было принято называть две основных: защита безопасности РФ и создание условий для роста нашего благосостояния. Однако события последних лет показали, что такого рода формула в кардинально меняющемся мире недостаточна. Мало независимой российской державе оборонять собственные границы от враждебных посягательств и заниматься решением текущих вопросов социально-экономического развития. Из-за агрессивной политики тех, кто мнит себя едва ли не вселенским гегемоном, принцип “моя хата с краю” уже не работает. Зато авангардная и при этом созидательная, конструктивная роль государства российского в эпоху глобальных перемен исторического значения становится более чем востребованной.
Именно так воспринимаю слова из обновленной 31 марта Президентом России “Концепции внешней политики Российской Федерации”:
“...внешнеполитическая деятельность государства направлена на достижение следующих стратегических целей:
1) обеспечение безопасности Российской Федерации, её суверенитета во всех сферах и территориальной целостности;
2) создание благоприятных внешних условий для развития России;
3) упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров.” (п.16 Концепции).
Причём, согласно Концепции для достижения стратегических целей Отечества необходимо решение таких масштабных внешнеполитических задач как “формирование справедливого и устойчивого мироустройства” (п.п.1 п.17 Концепции).
Задача, мягко говоря, амбициозная. Но именно она прямо вытекает из третьего элемента обновленной формулы стратегических целей российской внешней политики.
Сразу подчеркну, указанный элемент важен не сам по себе и появился отнюдь не для обеспечения чьей-то гордыни. Это объективно необходимая часть новой внешнеполитической триады, сформулированная как раз с учетом современных вызовов и тенденций.
Именно в этом ключе следует понимать в т.ч. российские инициативы по противодействию современным практикам неоколониализма, которые применяются по отношению к мировому большинству Соединенными Штатами и ведомыми ими недружественными России государствами исторического заката.
Понятно, в одиночку такого рода глобальные задачи не решить. Отсюда вытекает необходимость консолидации того самого мирового большинства. В первую очередь усилий основных суверенных держав современности, не входящих в ведомый Вашингтоном пресловутый коллективный Запад. Среди наших естественных партнеров страны БРИКС, а также ведущие государства АСЕАН, Ближнего Востока, некоторые члены “Большой двадцатки” и т.д. В подлинно партнёрских России странах, к слову, проживает более половины землян и производится основная часть мирового ВВП.
Однако одних лишь усилий по линии традиционной дипломатии в новых условиях явно недостаточно. Поэтому в тесной координации с МИД РФ следует расширять и повышать эффективность межпарламентского и межпартийного сотрудничества (чем занимается автор этих строк), международное взаимодействие на региональном уровне, интернациональное сотрудничество между объединениями промышленников и предпринимателей, ученых, деятелей науки и культуры, средств массовой информации, профессиональных союзов, молодежных организаций, иных общественных структур.
В частности, сформированный по инициативе партии “Единая Россия” международный оргкомитет по подготовке учредительного форума всемирного общественно-политического движения сторонников борьбы с неоколониализмом, первое заседание которого состоялось в Москве 31 марта с.г. (в день утверждения Концепции Указом Президента РФ) под председательством Д. Медведева, стал конкретным шагом в достижении поставленных главой российского государства задач методами партийной дипломатии.
Теперь нам, вместе с зарубежными коллегами по Оргкомитету предстоит подготовить к лету проект повестки дня будущего форума, уже намеченного на октябрь 2023 г., определиться с составом его участников и проектами итоговых документов, а также подготовить от имени Оргкомитета соответствующую декларацию о целях и задачах создаваемого всемирного движения.
Знаменательно, что среди членов Оргкомитета уже есть полномочные представители четырёх из пяти стран БРИКС. Надеюсь, что в недалёком будущем к такого рода работе подключатся и наши индийские коллеги. Также рассчитываем увеличить представительство африканских и латиноамериканских государств и на подключение к нашей работе ряда европейских коллег. Заявки подобного рода мы уже получаем.
Кроме того, говоря о глобальном межпартийном сотрудничестве, следует расширять и укреплять нашу позицию на других континентах. Так, если в Азии “Единая Россия” и иные парламентские партии РФ уже достаточно хорошо представлены в рамках Международной конференции азиатских политических партий (ICAPP), то в странах Африки мы лишь подходим к подобному уровню сотрудничества с участием ключевых политических партий этого континента. Важным этапом здесь, уверен, станет намеченный в июле в Петербурге на полях саммита “Россия - Африка” круглый стол с руководителями правящих партий - партнеров “Единой России” по широкому кругу вопросов безопасности на африканском континенте.
Что касается Латинской Америки, то после знаковой победы представителей нашей партнерской бразильской Партии трудящихся на недавних президентских выборах в крупнейшей латиноамериканской стране появилась объективная возможность усилить взаимодействие и с остальными близкими нам общественно-политическими силами Западного полушария. Планируем первые серьезные мероприятия в данной связи также летом текущего года.
Помимо прочего, летом планируется начать практическую реализацию деятельности на основе инициированной нашей международной партийной комиссией (председатель С. Лавров) интернациональной платформы “Клуб друзей России”. Предполагается вовлечь в неё в буквальном смысле слова представителей всех стран Земли, поскольку в каждом из государств нашей планеты (включая недружественные) были, есть и всегда будут подлинные друзья России, число которых, к слову, заметно растёт несмотря на все потуги недругов.
Иными словами, третий элемент внешней политики в его партийно-политическом измерении для нас не что-то абсолютно новое, а наоборот логическое закрепление курса, взятого несколько лет назад, еще в период подготовки и принятия обновлённой программы “Единой России”.