ГлавнаяСтатьи › ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на Парламентских слушаниях

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на Парламентских слушаниях

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ ГОСДУМЫ РОССИИ
А.А.КЛИМОВА
(Москва, парламентские слушания, 14 мая 2012)

Тема сегодняшних парламентских слушаний для Государственной Думы России новая. Мы часто обсуждаем здесь, на Охотном ряду вопросы международных отношений, еще более часто обсуждают здесь проблемы прав человека. Но до сегодняшнего дня права человека обсуждались у нас применительно к собственной стране – Российской Федерации, а также в отношении к нашим соотечественником за рубежом.
Но Россия не просто суверенное государство. Мы участники многих международных организаций и соглашений, направленных на обеспечение прав человека во всем мире и, особенно, на Европейском континенте.
С 1994 года существует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России с Европейским Союзом. Этот документ чаще всего вспоминают, когда говорят об экономическом сотрудничестве, об энергодиалоге, о визовом режиме. Но не следует забывать, что вопросы уважения демократических принципов и прав человека в соответствии со 2-й статьей Соглашения являются одним из важных элементов этого базового документа. Причем если в Европейском союзе, увы, иногда забывают, что данный пункт предполагает взаимность.
Поэтому мы, российские депутаты имеем не меньше оснований интересоваться тем, как соблюдаются права человека в странах ЕС, чем наши коллеги в Европейском парламенте. Это наше право вытекает также из того обстоятельства, что все 27 стран членов Европейского союза вместе с нами являются участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы. Напомню, что согласно декларации саммита ОБСЕ в Астане в 2010 г. обязательства, принятые в области человеческого измерения, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств участников, и не относятся исключительно к внутренним делам соответствующего государства.

Непосредственным поводом для проведения сегодняшних слушаний явилась публикация доклада о состоянии прав человека в мире, подготовленного МИД РФ. Это доклад, в свою очередь, появился как результат деятельности нового российского должностного лица – уполномоченного по правам человека при Министерстве иностранных дел России. Его выступление открыло и наши сегодняшние слушания.
Любые официальные думские слушания предполагают принятие соответствующих рекомендаций. Проект этого важного парламентского документа уже роздан участникам наших слушаний. Данный проект подготовлен с участием экспертов Комитета по международным делам после консультаций с различными государственными ведомствами и многими влиятельными общественными организациями.
Подчеркну – это проект документа. Мы готовы доработать его на основе сегодняшней открытой дискуссии.
Тем не менее, хотел бы обратить ваше внимание на ряд важных положений, изложенных в проекте рекомендаций:
Мы полагаем своевременным введение поста уполномоченного по правам человека при российском МИД и считаем полезным его деятельность. Однако считаем, что имеет смысл рассмотреть возможность повышения статуса данной должности до уровня специального представителя Президента Российской Федерации.
Считаем необходимым предложить руководителям и членам постоянных делегаций Федерального Собрания России в международных парламентских организациях более активно акцентировать внимание наших иностранных коллег на состояние дел с правами человека в их собственных странах.
Со своей стороны, как сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества Россия – Евросоюз я уже предупредил наших коллег в Европарламенте о сегодняшних слушаниях и при ближайшей возможности лично ознакомлю их с нашими с вами решениями.
В связи с сегодняшней темой слушаний считаю важным ускорить рассмотрение законопроекта «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации за рубежом», одним из авторов которого я являюсь.
С учетом наших слушаний необходимо поручить Комитету по международным делам Государственной Думы подготовить проект обращения Госдумы к парламентским ассамблеям ОБСЕ, Совета Европы, НАТО «О проблемах с соблюдением прав человека в государствах – членах Европейского союза».
Мы должны продолжить практику подобных слушаний и распространить ее на другие регионы.
По нашему мнению следует обратиться в российское правительство относительно дополнительного финансирования деятельности по защите прав наших соотечественников за рубежом.
МИД России следует продолжить практику проведения консультаций с Евросоюзом по правам человека и более активно продвигать российскую позицию по противодействию расизма, ксенофобии, национализма, неонацизма, дискриминации по этническому и языковому принципу.
В этой работе следует боле эффективно использовать механизмы международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы.
Министерству юстиции вместе с МИД РФ и федеральным агентством Россотрудничество по нашему мнению следует совершенствовать систему оказания правовой, информационной, организационной поддержки граждан Российской Федерации и наших соотечественников за рубежом.
В проекте рекомендаций содержаться предложения, направленные также в адрес других российских ведомств.
Одновременно мы обращаемся к правительствам государств – членов ЕС - мы призываем их отозвать оговорки к Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и к статье 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также полностью включить положения этих важных международных документов в национальные законодательства стран ЕС.
Мы настаиваем на ужесточении наказания за проявления расовой дискриминации и ксенофобии, неонацизма, прославления нацистских преступников и их пособников.
Считаем необходимым провести объективное и полное расследование фактов о так называемых «секретных задержаниях», «летающих тюрьмах», пытках задержанных агентами США.
Мы требуем от должностных лиц ЕС и стран участниц ЕС в полном объеме выполнять рекомендации контрольных процедур (в первую очередь, договорных органов по правам человека и правозащитных механизмов Совета Европы), направленных на устранение выявленных нарушений прав человека.
В этой связи считаем необходимым скорейшее присоединение Евросоюза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Еще раз повторяю, что участники слушаний вправе предлагать собственные поправки в проект рекомендаций наших слушаний, и мы попытаемся максимально учесть все ваши предложения.

Статьи

“ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ? “ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ?
ТЯО ТЯО
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ
ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
Все статьи

Хроника

НОЯБРЬСКИЙ ФИНАЛ Конец ноября выдался для сенатора А. Климова не менее насыщенным, чем остальные недели минувшей осе
ICAPP - 2024 Вернувшийся из командировки в Пномпень на 12 Генассамблею Международный конференции азиатских полит
КРУГЛАЯ ДАТА 9 ноября сенатор А. Климов отметил свою "круглую дату" - 70-летие со дня рождения.
Вся хроника