Российская Конституция: к 20-летию принятия
Тезисы выступления АК в Европарламенте
(Страсбург, январь, 2014)
Уважаемые коллеги!
При подготовке этого выступления передо мной стояла непростая задача, как за несколько минут рассказать об основном законе Российской Федерации в котором более 130 очень разных статей и каждая из этих статей заслуживает отдельного большого разговора.
Когда я размышлял над этой непростой задачей во время коротких январских каникул все телеканалы планеты рассказывали жителям Земли о страшном бедствии - около половины территории США оказалось зимой с температурой ниже - 20 градусов по Цельсию.
Речь шла, разумеется не об Аляске, где проживает менее 0,3% американцев, а о четырех десятках других штатов, где за несколько дней аномальные морозы унесли жизни 21 человека и нанесли ущерб в 21 млрд. долларов.
У нас в России на широтах бывшей русской Аляски находится почти половина территории страны. А на широте, например, Страсбурга и южнее расположено менее 10% России.
Поэтому то, что в Северной Америке и большинстве стран Евросоюза считается природной катастрофой происходит в моей стране ежегодно с октября по апрель. В этих условиях мы живем, работаем и не жалуемся на весь мир.
Такие необычные для большинства обитателей Земли суровые условия за десятки веков отразились на укладе жизни моей страны, традициях, общественном устройстве.
В странах Европейского союза только сейчас остро встала проблема так называемого мульти-культурализма. В России между тем, около тысячи лет живут вместе миллионы христиан и мусульман, сотни наций и этнических групп, каждая со своим языком и особой культурой.
Кроме этого, в течение 20-го века наша огромная страна перешла за десятилетие от феодальной экономики при абсолютной монархии к коммунистической диктатуре и директивной экономике, а через шесть десятилетий после этого исторического эксперимента всего за несколько месяцев оказалась в либеральном рынке и состоянии фактического безвластия.
В период гражданской войны 1918-1923 годов Россию покинули миллионы людей, которые не могли принять новый советский строй. Среди них были знаменитые ученые, писатели, журналисты, художники, священники, юристы, дипломаты, политические деятели, инженеры. Этот огромный отток образованных и успешных людей не мог не сказаться на состоянии российского общества в последующие годы. Еще около 2 миллионов человек погибли во время этой братоубийственной войны.
За период жестких политических репрессий 1928 – 1953 годов миллионы людей в России прошли через тюрьмы, лагеря и ссылки. Но были и миллионы тех, кто арестовывал, судил и охранял их как опасных преступников. Кто забыл об этом - может перечитать Пастернака или Солженицына.
Во время второй мировой войны Советский Союз потерял убитыми более 20 миллионов человек, большинство из них в трудоспособном возрасте. Это значительно больше, чем потери Германии, Италии, Франции, Великобритании и США взятых вместе. Такие человеческие жертвы не могли не сказаться на демографической ситуации в стране и не оставить глубокого следа в народной памяти.
Несколько поколений советских людей были лишены права на частную собственность, в стране господствовала единственная государственная идеология, существовала тотальная цензура, свободный выезд за границу был максимально ограничен, преследовались верующие, занятие гомосексуализмом, столь популярном сегодня в некоторых странах мира, наказывалось тюремным заключением….
И вот вскоре после распада СССР, в декабре 1993 года большинство граждан России проголосовало за текст новой конституции своей страны. Ее авторы пытались использовать опыт написания западных конституций и учесть современный уровень развития российской политической системы.
В каком-то смысле наша действующая конституция это широкий общественный компромисс. Данный компромисс фактически позволил избежать гражданской войны на территории ядерной сверхдержавы и возможно, что этот компромисс спас всю человеческую цивилизацию от угрозы неконтролируемого использования самого мощного оружия.
Двадцать лет назад многие думали, что новая Конституция будет временной, только для переходного периода, но эта российская конституция оказалась более жизнеспособной, чем все остальные конституции нашей страны.
Одна из причин заключается в возможности решать многие фундаментальные вопросы через особые конституционные законы, предусмотренные в самом тексте Конституции, а также в возможности через сложные процедуры менять содержание некоторых статей Конституции России. При этом статьи, связанные с основами конституционного строя, имеют особую защиту и остаются без изменений уже более 20 лет.
Новая российская конституция гарантирует федеративное устройство России, защищает частную собственность и многопартийность, отменяет обязательную для всех граждан идеологию и цензуру.
Мы далеки от мысли считать нашу конституцию идеальной и, тем более, навязывать кому-либо нашу политическую систему или российские законы. Мы не занимаемся экспортом идеологии, как это делал Советский Союз или Соединенные Штаты.
Российские политики, депутаты и дипломаты не выходят на митинги в центре Брюсселя, не поощряют население стран ЕС менять существующую здесь власть. Мы не даем советы гражданам ЕС с какими странами и какие союзы заключать.
Мы не участвуем в уличных манифестациях и на постсоветском пространстве, не агитируем там на площадях за СНГ или таможенный союз.
Мы считаем, что подобное поведение не цивилизовано и незаконно, оно нарушает суверенные права других народов.
При этом мы полагаем, что изменять наши законы и, тем более Конституцию, можем только мы сами. Это положение прямо записано в статье 3 российской Конституции.
Мы также понимаем, что далеко не все положения российской конституции и наших законов реализуются идеально. Здесь есть несколько причин.
Одна из них заключается в том, что далеко не все члены нашего общества могут и готовы следовать духу и букве новых законов. Я говорю не только об обычных гражданах, но и о представителях власти. Не будем забывать, что до сих пор большинство жителей России вышли из советского прошлого. Большинство наших депутатов, мэров, губернаторов, судей и прокуроров, офицеров и профессоров, директоров компаний и журналистов, были воспитаны в иной системе, на иных идеалах и принципах. То же самое я могу сказать об их отцах и дедах.
Опыта столь долгого нахождения в условиях советского строя нет ни у одного народа на Земле, включая жителей Прибалтики, Молдавии, части Украины и Белоруссии, а также Китая, Кореи, Вьетнама и Кубы .
Половина моей жизни прошла в СССР и я не могу сказать, что это была худшая часть моей жизни. В той жизни было много позитивного, тогда я получил бесплатное образование, женился, начал работать, стал заведующим кафедры на экономическом факультете Пермского университета, впервые был избран депутатом. Похожие судьбы были у десятков миллионов моих ровесников от Калининграда до Владивостока.
Даже если я прочитаю сотню резолюций иностранных парламентов и выслушаю речи тысячи западных политиков и политологов – я не смогу изменить собственную биографию, свои собственные представления о добре и зле.
Мы в России, вероятно, более всех в Европе пострадали от попыток быстрых общественных перемен «любой ценой». Именно так действовали большевики и, к сожалению, именно это до сих пор рекомендуют нам некоторые наши западные коллеги.
В этом смысле я полностью согласен с известным высказыванием о том, что «в политике прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя несчастьями» (Джеймс Джефри Рош).
Наша страна не только самая большая в мире, но и очень разная. У нас 83 региона, каждый из которых имеет собственный основной закон, основанный на общей российской конституции и собственный региональный парламент. У каждого из этих регионов своя история, иногда очень сложная и противоречивая.
В 1990-е годы многие их этих территорий пытались самостоятельно решать свои проблемы, лидеры некоторых из этих регионов хотели выйти из состава России. Причем делалось это совсем не так мягко, как сегодня пытаются делать, например, некоторые политики в Шотландии или Бельгии. Некоторые отечественные сепаратисты начали настоящие боевые действия и кровавые террористические акты против остального населения России.
Хочу напомнить, что на Западе были люди, которые реально поддерживал российских сепаратистов, называли их повстанцами, «борцами за независимость», давал им убежище на своей территории, а теперь сами страдают от противоправного поведения этих «беженцев».
Наш острый кризис агрессивного сепаратизма к счастью уже история и из этой истории мы извлекли очень важные уроки.
Любой человек в своих фантазиях может мечтать о чем угодно, особенно если он живет в тихой европейской стране, где личную жизнь гражданина и его частную собственности закон и государство охраняют уже лет двести.
Но реальная жизнь - совсем иное.
Да, мне тоже хотелось бы иметь в России только идеальных судей, только неподкупных чиновников, только объективных журналистов и честных бизнесменов. Но боюсь до этого времени мне не дожить. Это задача для нескольких поколений даже если не все в Брюсселе, Страсбурге или в Вашингтоне с этим согласны.
В то же время мы не хотим просто сидеть и ждать. Мы работаем, постепенно настрагиваем нашу политическую систему. Иногда мы делаем ошибки. Их не делает только тот, кто совсем ничего не делает. И у этой нашей работы есть зримые результаты.
Сегодня уровень жизни граждан России гораздо выше чем был двадцать лет назад. Он теперь выше чем в ряде стран Евросоюза и большинстве стран Азии. Российский рубль стал стабильной валютой. Российская Федерация стала членом Совета Европы, G-8 и ВТО.
Выросло новое поколение граждан России, которое знает о советском прошлом только из книг и рассказов взрослых. Через двадцать лет именно эти люди станут большинством нашей страны. Они путешествуют по миру и по Интернету, имеют право свободного выбора профессии, религии, места жительства. Они уже не такие как мы в их годы. Они – будущее России и наш главный капитал.
Мы сегодня более открыты миру, чем за всю российскую историю. Именно мы предлагаем Западу безвизовый режим и готовы создавать с нашими соседями из ЕС экономическое пространство без разделительных линий от Атлантики до Тихого океана.
Мы внимательно изучаем опыт наших соседей и на Западе, в странах ЕС, и на Востоке (например, в той же Японии или Южной Корее).
Мне, например, странно, что в США президента выбирают не прямым голосованием избирателей, а так называемые выборщики. Странно мне и то, что в США из сотен партий за двести лет правят только две – республиканцы и демократы. Но это дело американского народа и я не хочу и не буду давать им советы как устраивать собственную жизнь.
Скоро в Евросоюзе выборы Европейского парламента. Мне известно, что каждая страна выбирает своих представителей в Европейский парламент по разны правилам и даже не в один и тот же день. В некоторых странах ЕС можно голосовать по доверенности. У нас в России это невозможно. Но это правила и традиции 28 суверенных государств, которые шестьдесят лет строят свой собственный союз. Мы в этом союзе не участвуем и участвовать не планируем, но мы с уважением относимся к порядкам принятым в политической жизни Европейского союза.
Во всяком случае в Конституции Российской Федерации в статье 3 сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является ее народ.
Мы тоже европейцы, но мы не отказывается от тесного сотрудничества с такими ключевыми странами мира как Китай, Индия, Бразилия или Южная Африка.
Но мы не хотели бы иметь в России такую же политическую систему как, например, в Китае.
Уважаемые коллеги, мы предложили сегодня данную тему не для проведения дискуссии о нашей Конституции. Это наш собственный основной закон и только мы сами вправе его изменять, потому что именно нам надо жить и работать по этому закону.
Но мы искренне хотим объяснить вам то, что этот закон не случайный набор слов. Наш основной закон итог определенного и очень сложного этапа жизни тысячелетней России. Многие положения этого закона к сожалению пока работают в полную силу еще не везде и не всегда. Наша задача решить и эту проблему и мы упорно над этим работаем.
В то же время нам важно чтобы вы, наши коллеги в Европейском парламенте, и те кто придет вам на смену после майских выборов лучше понимали своих партнеров по нашему общему европейскому дому. Если мое небольшой выступление хотя бы немного поможет в этом я буду счастлив.
Спасибо за внимание.