ГлавнаяСтатьи › ПЕРМЬ: КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

ПЕРМЬ: КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

Накануне уходящего лета Пермская "культурная перспектива" оказалась в поле зрения не только самих обитателей краевой столицы и даже не только жителей самого Прикамья, но и московской богемы. Причиной тому формально послужила скандальная отставка заезжего галериста, который некоторое время назад вероятно возомнил, что лично он и культурная жизнь трехмиллионного региона это практически одно и то же. Расторжение трудовых отношений с означеным любителем провокационных "инсталляций" и "перфоменсов" было преподнесено желтоватыми СМИ и неврастеничными блогерами едва ли ни как "конец пермской культуры".
Власти региона интерпретировали данное событие в терминах "культурной перезагрузки", что было с воодушевлением воспринято как большинством известных мне пермяков, так и тех столичных обитателей, которые имели основания полагать, что "культурные эксперименты" последних лет были Перми не на пользу.
Пришло время как-то расшифровать модное слово "перезагрузка" применительно к культурной перспективе Западного Урала.
Сразу оговорюсь, что излагаемое ниже является, главным образом, продуктом авторских размышлений и ни в коей мере не может рассматриваться как истина в последней инстанции, либо "сигнал свыше".
1. Пермский край имел свою культурную традицию, свое лицо в стране и мире задолго до 2008 года, когда в Пермь попал гражданин Марат Гельман и сопровождающие его лица. Наш край не без оснований связан с именами Чайковского и Дягилева, Пастернака и Астафьева. Пермский балет и наши "деревянные боги" побывали во многих уголках мира задолго до платных публикаций о неокультурных экспериментах заезжих "миссионеров".
Наш ссыльный край дал приют многим соотечественникам, которые в разные годы были оппонентами и царского режима, и советского строя. Еще раньше, здесь вдоль берегов Камы нашли себе родину сразу три культурные традиции: языческих финно-угорских народов, тюркских мусульман и православных славян. Этот историко-культурный сплав формировался в течение пяти веков. А к середине XIX века Пермь – столица огромной губернии по обе стороны от Уральских гор – стала еще и центром технической интеллигенции, ставшим носителем не только инженерной мысли, но и прогрессивных культурных веяний своего времени.
2. Жизнь не стоит на месте. Глобализация с ее интернетом и мобильными средствами трансконтинентальной коммуникации, новые социальные стандарты и вызовы XXI века не могли не повлиять как на общее состояние культуры, так и на представления о путях ее развития и в стране, и в мире, и, конечно, в Прикамье тоже.
Было бы нелепо отворачиваться от этих новых факторов и искать выход лишь в прошлом опыте (как неразумно отказываться от собственных корней, своей культурной традиции).
3. Культура лишь часть нашей жизни, хотя и очень важная. При этом, говоря слово "культура", автор подразумевает далеко не только то, что формально находится под опекой одноименного министерства. Средства на эту сферу выделяются сегодня в Пермском крае немалые, но они, как любые средства не безграничны. К тому же потребности всегда и везде опережают наши возможности. Принимая управленческие решения, приходится чем-то жертвовать, и в итоге недовольных любой политикой будет немало. Да и люди все очень разные, а значит различны их культурные предпочтения и запросы. На всех разом не угодить. К тому же мода бывает не только в одежде, обуви или автомобилях. Есть она и в искусстве.
То что казалось прекрасным, передовым еще год-два назад может теперь вызвать зевоту, а то, что еще не получило заслуженного признания современников вполне может оказаться предметом гордости потомков. Наконец, культура далеко не сегодня стала заложником политических заказов. Так было и в Древнем Риме, и при Аврааме Линкольне, и во времена известных товарищей (Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева...). Наивно думать, что теперь в этом смысле что-то поменялось на 180 градусов. Госзаказ есть госзаказ.
4. Пермь и весь наш край это часть общего культурного пространства страны. Решения в сфере сей принимаются не только губернатором, мэром или отраслевым министром. Попытки построить особый региональный культурный мир, стать "культурной столицей" чего угодно без учета этой реальности, по меньшей мере, наивно.
Дело не только в федеральных финансах и административной вертикали. Культура это в первую очередь люди (творцы и зрители, читатели, слушатели). Люди нередко меняют место жительства, кто-то приезжает к нам со своими достижениями, кто-то перенимает наши. Одним словом – единая страна, хотя и очень большая, живет общей жизнью, и российская культура, при всех ее особенностях, не может оказаться вне этой общей реальности.
Четыре исходных тезиса привели автора к следующим выводам и конкретным предложениями относительно "культурной перезагрузки".
Во-первых, нам в Прикамье ни в коем случае нельзя отказываться от вложений в культуру лишь на том основании, что кто-то неправедно тратил их в минувшие годы. Культура тут ни при чем. Она, на мой взгляд, тоже оказалось жертвой сомнительных властных указаний 2009-2011 годов.
Не стоит нам и замыкаться, сводить все начинания в сфере культуры лишь к достижениями минувшего и талантам имеющим исключительно краевую прописку.
Во-вторых, надо более активно использовать то, что является нашим очевидным культурным капиталом – естественным сплавом культурной традиции разных народов, оказавшихся вместе на общей уральской земле за последние пять веков.
В-третьих, нельзя строить китайских стен между "культурой высших достижений" и культурой для "простых пермяков". Как, впрочем, нельзя проводить и насильственное "стирание граней", заставлять людей, не готовых к восприятию авангардных "креативов", умиляться и рукоплескать неоднозначным "шедеврам". Культура всегда имела как общепризнанные достижения, так и очень узкие направления, вызывающие восхищение лишь у небольшой группы знатоков.
В-четвёртых. Да, важно, что о нас и нашей культуре думают где-нибудь в Лондоне или Нью-Йорке. Но гораздо важнее, что думают об этом сами жители края. Именно они, напомню, еще и налогоплательщики, их трудом формируются, в конечном счете, те бюджетные и внебюджетные средства, которыми оплачивают региональную культурную политику.
В-пятых, культурная политика не может быть ориентирована только на людей одной национальности, возраста, профессии или социального положения. Попутно отметим, что люди состоятельные имеют больше возможностей для своего "культурного роста" за собственный счет, чем их менее состоятельные (но при этом, частенько, более подготовленные к восприятию культуры) земляки.
В-шестых, культура в крае должна быть доступна не только для обитателей исторического центра краевой столицы. Мировой опыт доказывает, что административный, производственной и культурный центры не обязательно должны быть в одном и том же месте. Кстати, правильная культурная политика "в разрезе территорий" способна содействовать и более равномерному развитию региона в целом. Об этом частенько забывают. Причем не только в Пермском крае.
Вообще говоря, мы не единственные, кто всерьез задумался о культурной перезагрузке. Так, эта тема волнует сегодня многих в странах Евросоюза, который запутался в собственных старых и новых ценностях. Еще недавно европейская цивилизация формировалась вокруг христианских ценностей, теперь вера в бога подвергается в Старом Свете публичному порицанию, а библейские грехи защищаются там государственным законом.
Мои коллеги – депутаты Европейского парламента – решили вместе с нами разобраться в европейском культурном пространстве. Мы готовим для этого заседание специальной рабочей группы, которое по моему предложению должно пройти в конце февраля 2014 года в Перми. К нам приедут депутаты Европарламента, российские парламентарии, представители исполнительных властей наших стран. Думаю, разговор состоится интересный и полезный. Во всяком случае, наши мысли и предложения на тему современной культурной перезагрузки европейцев интересуют серьезно.
Продолжением темы может стать совместный проект. Например, своеобразный "фестивальный марафон" от Перми до Лиссабона. Он мог бы стать заметным событием 2014 года, провозглашенного в России "Годом культуры".
Старт марафону можно было бы дать 1 июня, приурочив его к традиционным "Белым ночам".
Накануне стоило бы провести в Перми новый евразийский русскоязычной форум, закрепив традицию майского (2013) форума "Русский язык между Европой и Азией".
Конечно, эти события надо хорошо готовить. Делать это важно не келейно, а так, чтобы оба мероприятия стали своеобразным итогом масштабного конкурса в сфере культуры с участием всех территорий Пермского края.
Названное не требуют дополнительных бюджетных средств. Все можно уместить в пределах финансирования прошлых лет.
Вероятно стоит провести и некий слет (съезд?!) деятелей культуры и искусства всего региона. Это будет не только знаковым событием российского "Года культуры", но и станет местом выработки определенного профессионального консенсуса, столь необходимого для нормального развития этой особой сферы общественной жизни Прикамья.
В этом году мы отмечаем десять лет со дня референдума об образовании Пермского края. Объединение области и автономного округа проходило для ускорения социально-экономического развития всего региона. Что же касается Коми-пермяцкого языка и культуры, то Федерация выступила гарантом их сохранения и преумножения. С этой целью, в частности были выделены немалые средства на реконструкцию кудымкарского драматического театра. Надеюсь, большое современное здание вскоре будет наконец-то открыто. Это долгожданное событие должно стать отправной точкой формирования в Кудымкаре мощного общественно-культурного центра регионального значения, одного из заметных центров развития финно-угорской культуры в Европе.
Рядом, на севере нашего края есть еще одна важная в историко-культурном отношении территория: Усолье-Соликамск-Чердынь-Ныроб. Именно эти места были задолго до появления губернской Перми средоточием общественно-политической жизни Перми Великой.
На юге края есть еще как минимум два места, где, как говорится, сам Бог велел формировать значимые центры развития культуры: древний город Кунгур и молодой Чайковский.
Названное не исчерпывает перечня "точек", где могут быть сформированы общерегиональные центры "культурного притяжения".
Но вернемся в Пермь. Здесь, уверен, давно пора приступить к реализации плана по открытию солидного уральского музея науки и техники. Только это должен быть действительно современный центр (а не склад экспонатов), музей достойный индустриального сердца России и XXI века.
Мы еще очень плохо пользуемся набережной Камы, потенциал исторического центра краевой столицы далеко не исчерпан с точки зрения сферы общественно-культурной. В огромной по площади Перми мало точек культурного притяжения за пределами нескольких центральных кварталов.
Автор этих строк помнит и о нуждах художественной галереи, оказавшейся "без определенного места жительства", и о театре оперы и балета, давно заслужившем более современного здания, и о зоопарке (источнике бесплодных многолетних дискуссий). Но решение такого рода проблем требует значительных единовременных вложений. Надежды на них нередко связывают с федеральным финансированием.
Слов нет, работать в этом направлении можно и нужно. Однако вот о чем я частенько задумываюсь – жители дореволюционной Перми на собственные средства построили один из самых крупных в тогдашней России оперных театров, заложили основы государственного университета, возвели многочисленные храмы... Мы же пока больше говорим о частно-государственном партнерстве.
Можно было бы сказать еще многое о наших библиотеках, пермском кино, писателях и художниках Прикамья. А разве не заслуживают дополнительной заботы тысячи работников культуры, энтузиасты, которые трудятся в этой особой сфере в небольших городах, поселках, селах и деревнях на территории, равной пяти Бельгиям.
Но тема статьи не культура вообще, а разумное преобразование ее в нашем крае, "культурная перезагрузка". Она, убежден, не мыслима без общественного консенсуса и политической воли.
Как знать, может быть в новых условиях предстоящее культурное преображение даст новый мощный импульс для того, чтобы жить и работать в Пермском крае с удовольствием.

Андрей Климов, член Совета Федерации, коренной пермяк.

Статьи

“ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ? “ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ?
ТЯО ТЯО
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ
ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
Все статьи

Хроника

НОЯБРЬСКИЙ ФИНАЛ Конец ноября выдался для сенатора А. Климова не менее насыщенным, чем остальные недели минувшей осе
ICAPP - 2024 Вернувшийся из командировки в Пномпень на 12 Генассамблею Международный конференции азиатских полит
КРУГЛАЯ ДАТА 9 ноября сенатор А. Климов отметил свою "круглую дату" - 70-летие со дня рождения.
Вся хроника