О ЦАРИЦЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И НЕ ТОЛЬКО
Свершилось! Бывший член предвыборной команды Д. Трампа – Сэм Нанбер только что заявил на CNN: спецпрокурор США Р. Мюллер на допросе выпытывал у него информацию о некой связи избирательного штаба с Национальной стрелковой ассоциацией. Той самой, что не только оказалась одним из главных спонсоров трамповской кампании, но и была-де «целью деятельности М. Бутиной в США». Напомню, речь об арестованной американцами в июле прошлого года тридцатилетней гражданке России, уроженке Барнаула Марии Валерьевне Бутиной. Последнюю обвинили в «сговоре с целью работы иностранным агентом без уведомления властей США» в пользу РФ и принудили к сделке со следствием при «частичном признании вины». Теперь понятно: Бутиной готовят роль главного свидетельства "руки Москвы" в "Деле Трампа".
Этот случай напомнил автору известный исторический факт: в мрачные времена Cредневековья признание обвиняемого считалось абсолютным свидетельством вины - «царицей доказательств» (regina probationum). Вырванные зверскими пытками самооговоры становились главным доказательством того, что обвиняемый (обвиняемая) есть «слуга дьявола» («ведьма»). Других аргументов для сжигания на костре не требовалось.
В эпоху большого террора в СССР «органы» тоже активно практиковали самооговор. Так, один из родоначальников массовых репрессий Н. Крыленко, выступая в 1930 г. обвинителем на процессе Промпартии, заявил: «Лучшей уликой при всех обстоятельствах является все же сознание подсудимых». Через восемь лет карательный бумеранг не пощадил и его. В 1938 г. Николай Васильевич «сознался», что «участвовал в антисоветской организации и занимался вредительством», а ещё до революции «вёл борьбу против Ленина». Суд продолжался 20 минут. Расстрелял оговорившего себя большевика его товарищ по «органам» В. Ульрих (в рамках дела о «контрреволюционной фашистско-террористической организации альпинистов и туристов»!).
В пору китайской «культурной революции» 1960-70х гг. саморазоблачения и самооговоры также были в особом почете. Старые партийные кадры сквозь слезы, под улюлюканье хунвейбинов каялись перед партией в предательстве идей председателя Мао и прочих смертных грехах.
Очевидно, что американское правосудие становится продолжателем этой приснопамятной традиции. Самооговор здесь принято оформлять в виде «сделки со следствием», а принуждают к этому не грубым мордобоем или инквизиторскими пытками, а «цивилизованным» психологическим давлением. Причем особую популярность подобные сделки получили там, где был политический заказ. В этом смысле «дело» Бутиной не случайно.
Строго говоря, «незарегистрированным агентом» в «демократической» Америке может быть признан любой хомо сапиенс, который имел несчастье делать нечто во благо другого государства, его граждан или неамериканских фирм. То есть под угрозой американского ареста ЛЮБОЙ землянин, от наивной русской студентки до президента самих Соединенных Штатов.
Я не преувеличиваю. "Сделки с правосудием" - главный инструмент Мюллера и Ко для дискредитации Трампа. Об этом свидетельствуют многочисленные допросы спецпрокурора людей из ближайшего окружения нынешнего главы Белого дома Делается это по очевидному заказу противостоящей Трампу вашингтонской политической элиты. Цель - доказать, что нынешний глава Белого дома суть незарегистрированный агент Москвы. В этом смысле Бутина - лишь один их эпизодов «охоты на ведьм» по-американски. Она имела неосторожность оказаться в эпицентре «мировой демократии и прав человека» в период очередной русофобской эпидемии. Мало того, русская (!) студентка в Америке (!) встречалась, о ужас, с американцами!
Вину девушки «усугубило» ее знакомство с А. Торшиным (тогда членом Совета Федерации), включенным Вашингтоном в «санкционный список» (наряду со многими другими российскими парламентариями, чиновниками и бизнесменами). А главным отягчающим обстоятельством ее заведомо «преступной» деятельности стало то, что среди знакомых ей граждан США оказались люди, якобы знавшие Трампа. Очевидная ведьма-агент, с точки зрения заокеанской Фемиды. Просто-таки русская Мата Хари.
Угроза длительного тюремного заключения (лет на пятнадцать), содержание в одиночке, лишение сна и должного лечения сделали свое дело – тридцатилетняя общественница «сломалась» и решила «сознаться» в том, на чем настаивали американские правоохранительные органы. Если они ее не обманут, то девушка в недалеком будущем может быть депортирована на родную землю. В США же останется пребывать еще немалое число россиян, от которых также требуют «признательных показаний». Напомню, некоторых из них американские агенты (настоящие!) выкрали на территории других, далеких от США государств и силой вывезли в Соединенные Штаты.
Подобным же образом заокеанская Фемида недавно решилась обойтись с гражданкой Китая. Однако арест в Канаде по американскому ордеру финансового директора и дочь основателя Huawei Мэн Ваньчжоу (за запрещенную Вашингтоном торговлю с Ираном) получил жесткий ответ Пекина. Двух граждан Канады немедленно задержали в Поднебесной по обвинению в подрывной деятельности. Нет сомнений, что китайские органы имеют опыт проведения допросов, а смертная казнь там разрешена.
Не хочу быть превратно понятым, но если все реально суверенные государства начнут пользоваться американскими методами захвата чужих граждан и принуждения их к самооговорам, то до Средних веков в международных делах станет гораздо ближе, чем кажется.
Автор не является ни сторонником «охоты на ведьм», ни адептом принуждения к самооговором. Скорее наоборот, ибо иное означает возврат к очевидному варварству, причем не только в международных отношениях. Тем не менее, рассказанные истории дают возможность еще раз задуматься о выводах и рекомендациях нашей сенаторской комиссии по защите государственного суверенитета России. Среди них – необходимость юридически определить то, что мы назвали «нежелательной деятельностью».
Нежелательные организации (иностранные юридические лица) уже определены в российском законе, и на его основании составлен список таких зарубежных структур, которым не место в нашей стране. Но вот физические лица, имеющие к ним отношение (не обязательно юридически оформленное), фактически продолжают свою подрывную по сути работу против Российской Федерации, в т.ч. и на нашей суверенной территории.
В связи с изложенным представляется необходимым законодательно определить эту категорию лиц, а также (с учетом опыта США и ряда других государств) установить порядок деятельности иностранцев в России, имеющей выраженный политический характер. Не следует забывать и о местных пособниках – физических лицах, работающих де-факто в качестве агентов различных зарубежных центров, настроенных на вмешательство в наши сугубо внутренние дела.
Исходя из принципа гуманности и презумпции невиновности, я бы полагал разумным после выявления подобных лиц уполномоченными на то законом государственными структурами начинать с официального предостережения. Тогда потенциальным «агентам» трудно будет потом говорить, что я-де не знал (не знала), на кого работаю на самом деле. Однако, если такого рода нежелательное поведение продолжится, то придется использовать меры воздействия не только административные, дисциплинарные, но и уголовные (для чего в УК РФ также хорошо бы внести необходимые поправки).