Не вступить в ВТО - позорно...
Основная новость недавно прошедшего 26-го брюссельского саммита Россия - ЕС состоит в том, что наконец-то подписан Меморандум о взаимопонимании между Евросоюзом и Россией. Евросоюз поддерживает вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). И теперь Россия имеет очень высокие шансы вступить в ВТО уже в следующем году.
Вообще сама идея вступления в ВТО (тогда еще ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле, а ВТО является его преемницей - авт.) возникла на волне перестройки Михаила Горбачева. Однако в 1986 году США отклонили заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, не совместимой с принципами свободного рынка. Только в 1990 году Советский Союз получил статус наблюдателя. А Россия начала писать собственные заявки в ВТО с 1993 года. И вот спустя 17 лет появился <свет в конце тоннеля>.
Эксперты всех мастей давно гадают о том, что будет с Россией после вступления в ВТО. Одни говорят - <здесь будет город-сад>. Другие пророчат крах нашей неконкурентоспособной промышленности и рост безработицы.
Что думают экономисты? Об этом мы беседуем с депутатом Государственной думы, заместителем председателя Комитета по международным делам, доктором экономических наук Андреем Климовым.
- Андрей Аркадьевич, каковы основные плюсы нашей экономики от вступления в ВТО?
- Дело в том, что ВТО - это организация, которая вырабатывает правила для мировой торговли. Нас почти двадцать лет не пускают в организацию, которая вырабатывает правила, по которым нам же потом приходится работать. Причем, если посмотреть перечень государств, которые уже вступили в ВТО, то можно увидеть, что там весьма разные государства. Скажем, Китай - страна, мягко говоря, не с западным демократическим государственным устройством. Или, допустим, постсоветская Грузия - нельзя сказать, что она имеет мощную, развитую экономику. Или соседняя Украина, которая очевидно находится в более тяжелом экономическом положении, нежели Россия. Но все они, несмотря ни на что члены ВТО. А мы - нет. И это со всех сторон неправильно. Нам нужно участвовать в выработке решений, по которым предстоит работать нашим предприятиям. Это первое. Второе - мы до сих пор не можем принять новое соглашение о партнерстве между Россией и Евросоюзом именно из-за того, что не решен вопрос нашего вступления в ВТО. Иными словами, если мы члены ВТО, это будет один текст документа, если нет - то другой, более сложный. Мы заинтересованы в более простом варианте. В этом случае возникает возможность создания некой свободной экономической зоны между Россией и Европейским союзом. Сказанное непосредственно касается и экономики Пермского края. В крае многие предприятия активно работают на внешнем рынке, главным образом, продавая свою продукцию. У этих пермских предприятий также возникают большие проблемы из-за того, что Россия не является членом ВТО.
- Это плюсы... Теперь минусы.
- Естественно, раз мы вступаем в ВТО, то мы должны будем соблюдать правила этой организации. То есть вносить необходимые изменения в свое законодательство. Часть таких изменений мы уже внесли. Другую же часть решили на политическом уровне внести тогда, когда Россия уже станет полноправным членом ВТО. Так называемое отложенное право. И вот тут-то возникает проблема. Дело в том, что не все наши предприятия умеют или хотят работать по этим новым требованиям. Если посмотреть на Пермский край, то часть крупных региональных предприятий окажется в выигрыше от этой ситуации, а часть, возможно и проиграет. Правда, с точки зрения экономики региона в целом общий баланс будет позитивный. По расчетам специалистов минэкономразвития, для Пермского края общеэкономический итог составит около 500 миллионов евро в год. То есть умножьте эту цифру на семнадцать лет, в течение которых нас не принимали в ВТО, и получите, сколько потеряла экономика Прикамья от того, что мы - не члены ВТО.
- При этом многие эксперты высказывают мнение, что у нас сразу же умрут сельское хозяйство, авиапром, автопром, да и вообще все те отрасли, где мы не можем конкурировать с Западом...
- Здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд. Я не согласен с тем, что у нас умрет сельское хозяйство. Посмотрите, к примеру, на сельское хозяйство Китая и Франции. Оно строится на разных принципах. Китайский - очень низкая себестоимость продукции ввиду низких зарплат и отсутствия пенсионных отчислений, директивные методы управления КПК, во Франции - все наоборот. Государственная финансовая поддержка, хозяйства строятся на основе фермерства. Две разные модели, обе эти разные страны - члены ВТО, и ни там, ни там сельское хозяйство не умерло. Второе - правила ВТО не предполагают отказ от дотирования сельского хозяйства. Об этом пытаются внутри ВТО договориться, но пока получается плохо. Так вот, если бы мы в России выбирали те нормы дотирования сельского хозяйства, которые существуют в Европейском союзе, то нашим сельхозпроизводителям, в расчете на гектар земли, которая у них есть, надо было бы еще доплачивать! Мы, вступив в ВТО, к сожалению, для аграриев это сделать не сможем - у нас просто нет таких денег. Но если бы были, то имели бы возможность проводить меры дополнительной поддержки села. А что касается прихода на наш рынок дополнительной иностранной сельхозпродукции - действительно, такое возможно, но нужно не сидеть сложа руки, а вести очень разумную политику внутри страны, в том числе помогая сбыту отечественной сельхозпродукции в России. Пока, к сожалению, те же <пылесосы> - гипермаркеты по всей стране, ориентированы отнюдь не на нашего товаропроизводителя. В большинстве они имеют долгосрочные контракты с иностранными компаниями. Это и представляет более зримую угрозу, нежели вступление в ВТО. Если бы нам удалось переориентировать отечественные торговые сети на собственного товаропроизводителя, то толку было бы больше, но это уже тема другого разговора.
- А что касается авиапрома и автопрома?
- Во-первых, наш гражданин не бесплатно покупает отечественные машины и летает на отечественных самолетах, платя за билеты из своего кармана. Плюс авто- и авиапроизводителей еще и государство поддерживает (за счет наших налогов)... Это не есть хорошо. Если мы хотим реально работать на названных рынках и соответствовать высшему уровню, мы должны работать по новым правилам. Но самое главное заключается в том, что нам важно, прежде всего, готовить юридические службы предприятий этих отраслей. Если у нас там будут квалифицированные юристы, имеющие знания по международному экономическому праву, то большинство проблем может быть сглажено не на уровне продукции, а на уровне бумаг. Но для этого нужно работать головой и готовиться, а не ждать, когда наступят новые времена.
- Основная проблема многих наших предприятий состоит в том, что по сравнению с западными они менее рентабельны. Причем эта нерентабельность порой носит так называемую социальную нагрузку. Скажем, градообразующее предприятие, которое радо было бы сократить половину работников, да не может. В городе больше работать негде, а у всех семьи...
- Смотрите, мы сегодня говорим о модернизации экономики не потому, что кому-то захотелось об этом поговорить. Мы говорим о модернизации, потому что у нас нет другого пути. Вступление в ВТО заставит нас модернизировать самих себя, повысить нашу производительность труда, изменить структуру экономики. Да, с одной стороны, на предприятиях могут быть сокращения работающих, но с другой - наша экономика остро нуждается как минимум в трех миллионах пар рабочих рук. И эти вакансии мы вынуждены заполнять иностранцами. Причем сегодня Россия принимает как высококвалифицированную рабочую силу из европейских стран и США, так и низкоквалифицированную из известных государств ближнего зарубежья, и даже из таких экзотических стран, как Вьетнам и Корея. То есть мы находимся в парадоксальной ситуации.
С одной стороны, вынуждены держать большое количество трудоспособных граждан там, где они получают небольшую зарплату, а то и имитируют работу. С другой, из-за недостатка собственной рабочей силы государству приходится давать разрешения на работу миллионам мигрантов. Что, кстати, не очень хорошо и для социально-политической ситуации в стране. Поэтому с точки зрения модернизации экономики вступление в ВТО - это плюс нашему государству.
- Российская банковская и страховая системы также, по мнению экспертов, могут не выдержать конкуренции с иностранными компаниями после вступления России в ВТО. Ваше мнение на этот счет?
- Это, скорее, размышления теоретиков. Наша финансовая система уже давно живет по международным правилам - так называемым Базельским соглашениям. И российское банковское законодательство подведено к этим соглашениям. На сегодняшний день требования по созданию российского банка с нуля и требования по созданию аналогичного банка где-нибудь в Португалии одни и те же. Целый ряд банков, в том числе и в Перми, сегодня имеют в основе британский, или, например, французский капитал, или австрийский - посмотрите на сеть <Раффайзенбанка> по всей России... Причем это происходит не только у нас. Возьмем Кипр, страну с очень развитой банковской системой. Там всего шесть собственно кипрских банков, зарубежных же банков - десятки. Население Кипра меньше, чем население Пермского края раза в три, а уровень жизни на маленьком острове - один из самых высоких в Европе...
Ничего фатального с российской банковской системой от вступления в ВТО не случится. Наши крупные банки как существовали, так и будут существовать. Мелкие банки с сомнительным капиталом и сомнительными перспективами уйдут в небытие. Туда им и дорога, такое количество банков, как в нашей стране, не нужно. По страховым компаниям - то же самое. Если же судить с точки зрения простого человека, то ему важно получить качественную и надежную банковскую или страховую услугу. Что касается утраты финансовыми организациями суверенитета, то этого тоже не будет. Ведь Банк России и ФСФР никуда не денутся...
- Андрей Аркадьевич, все дело в том, что кроме сырья мы и предложить-то миру пока ничего не можем...
- Это не так. Скоро пройдет последний полет американского <Шаттла> к МКС, после этого Россия будет единственной страной, которая в состоянии уверенно выводить людей на околоземную космическую орбиту. Компоненты этой системы, кстати, делаются в Пермском крае. У России колоссальный прорыв в ядерных технологиях, наши атомные электростанции очень активно покупают страны Африки, Азии, а также Китай, а это - миллиарды долларов. Российский программный продукт востребован и в Европе, и в США. В том числе и тот, что сделан у нас в Перми. Кроме того, у России есть нанотехнологии... Мы теперь сильны и в глубокой переработке традиционного сырья, той же нефти. Так, около 10 процентов дизельных машин в Бельгии ездит на топливе, которое сделано в Пермском крае. То есть Россия сегодня в состоянии оказывать целый комплекс высокотехнологичных, сопоставимых по цене с западными, качественных услуг. Я, конечно, не могу сказать, что по этому поводу пора кричать ура, но и голову пеплом посыпать рано. Везде должен быть здравый смысл. ВТО не является абсолютным добром или абсолютным злом. Повторюсь, вступление России в ВТО - это возможность участвовать в выработке общих мировых правил торговли. Думаю, для страны, которая является членом Совета Безопасности ООН, не вступить в ВТО рано или поздно - это позорно...
Андрей КЛИМОВ