НАСЛЕДИЕ
22 апреля в Перми стартует 4-й трансконтинентальный Фестивальный марафон «От Атлантики до Тихого океана». Инициатива этого проекта была выдвинута «Евразийским диалогом» российского парламентского Европейского клуба в 2013 году. Первый марафон культур состоялся в июне 2014 года и был открыт большой международной интернет-конференцией «Русский язык в диалоге культур».
С тех пор наш Марафон не раз пересекал пространство евразийского материка. Он объединял политиков, деятелей искусства и культуры, а также десятки тысяч тех, кто вместе с нами выступает за единство культурного пространства и культурное многообразие, за повышение роли культуры в устойчивом развитии человеческой цивилизации, установление прочного мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества между всеми странами и народами. Все эти годы мы пользовались поддержкой институтов ЮНЕСКО, Совета Федерации и Государственной думы, МИД РФ, федерального агентства «Россотрудничество», Министерства культуры и руководства многих российских регионов, наших зарубежных коллег из десятков государств на всех континентах.
Каждый раз при разработке программ мы делали акцент на тот или иной аспект духовной жизни. В 2019 году выбрана тема сохранения культурного наследия человечества. В течение трех недель мы будем обсуждать ее на площадках Мадрида и Парижа, Белграда и Софии, Казани и Токио, Владивостока и Москвы. Одновременно участники Фестивального марафона откроют фотовыставки, составленные из сотен работ, присланных в наш адрес со всего света, а также из фотографий, предоставленных ЮНЕСКО.
На этих снимках отражены все три составляющие наследия человечества: природные объекты (например, Байкал), памятники истории и культуры и объекты нематериального наследия (например, традиционные ремесла, танцы и т.д.). При всей внешней очевидности темы сохранения наследия человечества для нынешних и будущих поколений здесь есть немало серьезных проблем. Многие из них не удается решить на протяжении веков.
Наиболее очевидная из такого рода проблем – защита общемирового и национального наследия от разрушений.
Всего несколько дней назад люди во всем мире в прямом эфире видели, как столб пламени пожирал башню старинного Собора парижской Богоматери. Местная полиция полагает, что источник пламени – короткое замыкание во время ремонтных работ. Но в итоге менее чем за час всемирное наследие человечества понесло безвозвратную потерю. Безвозвратную, потому что никакая реставрация не способна заменить в этом случае оригинал, созданный многолетними усилиями средневековых французских мастеровых.
Если в описываемом случае злой умысел не просматривается, то разрушение древних памятников сирийской Пальмиры, также проходившей буквально на глазах всего человечества варварами из запрещенной террористической организации ИГИЛ, носило демонстративно умышленный характер. Именно варвары и только варвары способны к столь дикому отношению к наследию человеческой цивилизации. Причем не столь важно, чем они объясняют собственные анти-подвиги в стиле древнегреческого Герострата и как себя именуют.
В этом смысле варвары-террористы, орудующие на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, мало чем отличаются от косовских сепаратистов, уничтожающих православные сербские святыни или от украинских экстремистов-националистов, крушащих вокруг себя исторические памятники, напоминающие об общей истории с русским народом.
Помимо вопросов сохранения культурного наследия, имеющих очевидные политические и идеологические причины, есть целый комплекс проблем экономического свойства. В самом деле, когда – на любой территории - есть значимый природный или историко-культурный объект, незамедлительно возникают вопросы обеспечения его сохранности (чтобы не случилось как с Нотр-Дамом в Париже). Но кто возьмет на себя эти траты (зачастую очень значительные)? Если же объект еще и эксплуатируется (допустим, как место туристического паломничества), то затраты на его сохранность многократно возрастают. Более того, развитие производства и решение вопросов социального развития прилежащих территорий нередко входит в противоречие с условиями сохранности самого объекта наследия.
Наконец, есть целая гамма разнообразных вопросов технического характера, поскольку время берет свое и любой объект требует реставрации, но такой, чтобы его суть при этом не менялась, и он не превратился, в конце концов, в некий новодел, отдаленно похожий на исчезнувший оригинал.
При всем при том не будем забывать о, пожалуй, важнейшей стороне темы сохранения наследия: а что из существующего на Земле реально заслуживает сохранения в первоначальном виде и что вполне может быть видоизменено исходя из потребностей дня сегодняшнего либо во имя будущих поколений? Какие из объектов природного и культурно-исторического наследия действительно заслуживают звания всемирных (формально это определяет сегодня ЮЕСКО), национальных (решается на уровне государственных органов власти) или региональных, местных? Здесь также немало острых споров, которые до сих пор не утихают практически в любой точке планеты.
В любом случае, проблема сохранения нашего общего наследия требует вдумчивого, профессионального подхода. В противном случае из-за случайностей, чьих-то ошибок, корысти, акций экстремистов, боевых действий, техногенных или природных катастроф мы можем лишиться значительной части нашего общего достояния, подлинного наследия всех землян.
Андрей Климов
P.S.: Следить за событиями Фестивального марафона можно на его официальном сайте: www.fmarathon.com