ДОШЛО?
На днях одно из самых влиятельных изданий Запад – «Нью-Йорк Таймс» опубликовало статью о том, что Россия, благодаря введенным против нее многочисленным и масштабным санкциям США и их союзников, лучше многих приспособлена к тому, чтобы противостоять глобальному коронавирусному кризису и его последствиям («Thanks to Sanctions, Russia Is Cushioned From Virus's Econonic Shocks: Years of economic isolation and bulging financial reserves have positioned the country to ride out the coronavirus panic and bounce right back», NYT, 20/03/2020).
Не буду пересказывать (тем более переписывать) этот довольно обширный материал, который для многих традиционных читателей NYT может выглядеть как шокирующая сенсация или (словами гоголевского героя) «принеприятнейшее известие». Автору и ранее приходилось наблюдать глубины заблуждений многих авторов и поклонников заокеанских антироссийских потуг. Помню удивленные лица американских коллег-конгрессменов на нашей встрече в стенах Совета Федерации, недоверчивое переглядывание высших чинов другой ведущей американской газеты в моем кабинете в офисе партии «Единая Россия», когда я открывал для них простые, вроде бы, истины.
Среди последних: Россия не только обладает ракетно-ядерным паритетом США, но и имеет на своей территории 1/3 природных ресурсов Земли, высокообразованный рабочий класс, ученых мирового уровня, один из крупнейших в мире золотовалютных запасов, позитивный платежный баланс в международной торговле и минимальный размер государственных внешних заимствований и т.п. При этом население нашей огромной страны составляет лишь около 2% от общемирового. То есть запас прочности и потенциал огромны.
Санкционные потуги Запада в 21-м веке помогли очистить сознание многих моих земляков от иллюзий 1990-х, когда миллионы верили, что США после краха СССР чуть ли не лучший друг русских, а если-что, то «заграница нам поможет» (именно так, кстати, ехидно выражался авантюрист Остап Бендер из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова). Эти же внешние антироссийские потуги позволили не только сплотить наш многонациональный народ, но и вопреки незаконным иностранным рестрикциям научиться жить и работать, опираясь главным образом на собственные силы. При этом мы смогли также провести, образно говоря, ревизию своих партнерских связей.
В частности, переход на стратегическое партнерство с Китаем не только возместил РФ потери от падения оборота нашей внешней торговли в 2014-15 гг., но и позволил с самых первых дней эпидемии CORVID-19 в координации с китайскими коллегами эвакуировать из зараженного Уханя наших сограждан, установить надежный карантин вдоль всех 4209,3 км. российско-китайской границы и эффективно взаимодействовать врачам и ученым-эпидемиологам обоих государств. К слову, более 9/10 зараженных прибыли к нам не из Азии, а из Западной Европы (в основном на самолетах).
Что же до американо-российских торговых отношений, то они за весь период пресловутых санкций лишь росли. Причем рациональные американцы (в отличие от их более «идейных» младших европейских партнеров) продолжают покупать в РФ преимущественно товары и услуги высокотехнологичные. Так, в родном для меня Пермском крае США до сих пор охотно закупают ракетные двигатели, причем для программ Пентагона и титановые изделия для Боинга!
Тем не менее в мозгах обитателей высоких вашингтонских кабинетов эти реалии уживались плохо. То ли образование и общая эрудиция за океаном изрядно хромает, то ли русофобская истерия фатально повредила им способность рассуждать здраво. Иначе чем объяснить недавнюю «утечку» из Белого дома о желании наказать Кремль новыми санкциями «за обвал нефтяных цен» (сознательно обвалил цены стратегический союзник США – Саудовская Аравия)?
Думаю, что стоящая на далеко не про-трамповских позициях «Нью-Йорк таймс» разместила вышеназванный текст как раз в пику тем, кто вынашивал планы в очередной раз «проучить русских». Более того, полагаю, что в статье NYT и подобных ей экспертных оценках сквозит плохо скрываемая боязнь еще большего возрождения России в скорую посткризисную эпоху. Я лично каждый день вижу, например, признаки того, как по другую сторону наших границ с завистью отмечают в РФ крайне низкое число заразившихся CORVID-19.
На момент написания этого текста на миллион жителей РФ приходилось в среднем менее 2 человек с установленным коронавирусом. В мире этот показатель равнялся в среднем 39 чел., при этом в США - 27 чел., во Франции – 167 чел., в ФРГ – 246 чел., в Италии – 466 чел. Причем за первые 100 дней эпидемии в нашей стране зафиксирован один летальный исход (в Москве умерла 79 летняя женщина с положительным тестом на коронавирус; причина смерти – оторвавшийся тромб), всего же в мире погибло больных с CORVID-19 около 12 тыс. чел.
Одновременно власти РФ в центре и регионах предусмотрительно расширяют мощности для приема возможных больных и вводят опережающие профилактические меры. Правительство РФ и Центробанк за счет национальных резервов прежних лет вводят меры компенсационного характера для граждан и предприятий. Запасы собственного продовольствия в РФ позволяют закрыть все разумные потребности граждан. Одновременно идет интенсивный поиск надежных средств борьбы с новой глобальной бедой. Наши научные центры тесно сотрудничают в этих вопросах не только со Всемирной организацией здравоохранения, но и с коллегами из КНР и Японии. Положительные результаты уже есть.
Конечно, автор хорошо осведомлен и о серьезности возникших проблем, и о фактах, которые мягко говоря не украшают часть наших чиновников, предпринимателей и ряд сограждан. Моя цель не убаюкать внимание, а подчеркнуть, что любой кризис это не только время борьбы с вызовами, но и период новых посткризисных возможностей. Любопытно, что наличие такого рода возможностей для России видим теперь не только мы сами. Кажется, это доходит и до тех на Западе, кому опасный вирус русофобии не поразил еще головной мозг безвозвратно.
* * *
Вместо PS: Недавно мне позвонил журналист из Эстонии (власти этой маленькой прибалтийской страны три десятка лет тужатся осложнить жизнь РФ). Звонивший жаловался на то, что теперь их страна оказалась в первой пятерке мира по числу пораженных коронавирусом на душу населения и как бы между прочим спросил, не поможет ли Эстонии по-соседски «матушка Русь»?
Ответил тогда так: наша задача в первую очередь обеспечить безопасность и благополучие граждан России, где бы они не находились. Что же касается благотворительности и гуманизма, то, напомнил, РФ помогла даже в далекой Африке избавиться от смертоносной эболы. Кстати, в день описываемого мной разговора В. Путину позвонила сама президент Эстонии К. Кальюлайд и (так сказано в пресс-службе Кремля) руководители «обменялись информацией о принимаемых в России и Эстонии мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции».
Как бы там ни было – дай Бог всем здоровья!
Андрей КЛИМОВ