ДИПЛОМАТАМ О ДЕМОКРАТИИ
17 августа 2021 г. автор с помощью МИД РФ выступил перед высокопоставленными дипломатами из стран ОБСЕ, ЕС и даже Ватикана на тему попыток зарубежного вмешательства в дела России на фоне очередных парламентских выборов. Встреча оказалась уникальной: ничего подобного не было ни в СССР, ни в РФ, ни (по-моему) в других странах. Поэтому хочу подробнее поделиться о ней сугубо личными впечатлениями. Правда, с учетом закрытого от СМИ характера прошедшего брифинга вынужден опустить некоторые детали. Последнее, впрочем, на суть дела не влияет. Тем более что мероприятие длилось более полутора часов и автор при всем желании не может изложить в кратких заметках произошедшее в полном объеме.
Что удивило – высокая явка и статус присутствовавших, а также их открытая благодарность организаторам за саму возможность подобной встречи. Что не удивило – старания некоторых дипломатов в виде как бы вопросов снова навязывать прозападный, весьма искаженный взгляд на суть законов, введенных нами для защиты от непрошенных зарубежных попыток «демократизации России» и потуг дискредитации текущих выборов. Между тем, старания иностранных оппонентов наглядно проявляли тех дипломатов, которые думают не столько о налаживании отношений с моей страной, сколько об изменении ее политического строя и состава органов власти в их заморских интересах. К слову, сами вопросы из зала показали, что никаких новых «проблем» в российской избирательной системе им придумать не удалось, как не появилось и доказательств прозападной теории об изъянах существующей российской избирательной системы.
По понятным причинам нам также ставили в вину пресловутый отказ БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ послать миссию международных наблюдателей на выборы в Госдуму и, тем самым, вспомнить миф о «закрытости российской политической системы». Однако сама описываемая встреча наоборот свидетельствовала о нашей открытости и желании прояснить ЛЮБЫЕ интересующие представителей стран ОБСЕ детали.
Во-вторых, как хорошо известно, с учетом очевидных всему миру пандемических ограничений было практически невозможно принять в РФ то число наблюдателей, на которое (заведомо провокационно) претендовали иностранные чиновники, ссылаясь на практику доковидных лет. Любопытно, те кто возмущались снижением в РФ квот внешних наблюдателей до размеров, сообразных с текущими санитарно-эпидемиологическими условиями, сами либо вообще не пускали кого-либо или пускали, но чуть-чуть. Так, от нас требовали принять порядка полутысячи иностранцев от ОБСЕ, а в США на президентских выборах (ноябрь 2020) ограничили иностранное наблюдение для ОБСЕ в следующих параметрах: миссия БДИПЧ по оценке потребностей в наблюдении – 5 экспертов; ограниченная миссия по наблюдению – 11; число наблюдателей на долгосрочной основе – 30 чел.; число наблюдателей-краткосрочников – 0. При том что численность населения США превышает российскую в 2,3 раза! Теперь именно из Вашингтона звучит более всего возмущений в адрес РФ. Напомню, что сами американцы характеризовали те их выборы как наиболее грязные и скандальные.
Вообще попытка гиперболизировать значение международного наблюдения и скандализировать историю с отказом структур ОБСЕ посетить наши парламентские выборы была красноречиво выражена риторическим вопросом уроженки одной из бывших республик СССР: «Международное наблюдение является столпом демократии (a pillar of democracy), не так ли?! Как же можно от него отказываться и как можно без него проводить выборы?!» (вопрос русскоговорящая дама озвучила на английском с заметным акцентом, характерным для советских выпускников).
Пришлось разъяснить на том же английском: международное наблюдение является важным, но далеко не единственным и даже не самым главным «a pillar of democracy». У подлинной демократии столпов много. Главный из них – право народа любой страны самому, без внешнего вмешательства определять собственное будущее, выбирать себе парламентариев и глав государств. У нас в России, например, право голоса имеют даже те, кто официально признан иностранным агентом или ведет установленную судом экстремистскую деятельность. Нет у нас и такого позорного явления, характерного для некоторых постсоветских стран как лишение прав значительной части русскоязычного населения голосовать и быть избранным в этих странах. Зато в отличие, например, от США в РФ международные наблюдатели вправе заходить на участки для голосования повсеместно. Кроме того, в России в отличие от ряда стран ОБСЕ голосование – дело сугубо добровольное (там же - обязательное, как было в СССР). Мы также не допускаем практикуемое в ряде стран ОБСЕ голосование без документов, по почте или по доверенности. Мы едва ли не единственная страна в мире, где порядка 98% избирателей охвачено системой видеонаблюдения за возможными нарушениями (при полном сохранении принципа тайного голосования). Центризбирком, региональные и местные комиссии, проводящие выборы по российскому закону, многопартийны, а по числу наблюдателей от партий и общественных структур в расчете на каждый избирательный участок мы в числе мировых лидеров. В общем – имеющий очи да увидит! К слову, коллеги из ЦИК РФ на той встрече в МИД обещали помочь особо любопытным дипломатам своими глазами посмотреть как будет проходить сентябрьское голосование.
К слову, иностранные гости в закрытом режиме ни разу не вспомнили о таких ими же раскрученных персонажах как гражданин Навальный и приписываемом ему так называемом «умном голосовании», которое на самом деле принуждает людей делать не собственный, осознанный выбор, а следовать инструкциям тех, кто из-за рубежа администрирует данный жульнический проект. Не звучало со стороны дипломатов ОБСЕ и опровержений приведенных нами цифр и фактов в части попыток извне вмешиваться в сугубо внутренние дела России. Видимо сами-то они все хорошо понимают.
Ближе к концу встречи мне не без иронии был задан вопрос: "Когда вы закончите принимать законы вроде тех, что посвящены иноагентам?" Пришлось напомнить: такого рода законы имеют сугубо ОТВЕТНЫЙ характер. Следовательно, когда закончатся внешние попытки вмешиваться в суверенные дела России, тогда исчезнет и необходимость принимать ответные меры. Во всяком случае наша сенаторская комиссия имеет официальный статус ВРЕМЕННОЙ, и лично я пытаюсь надеяться, что когда-нибудь это долгожданное время наконец наступит: все будут строго следовать Уставу ООН и прекратят, наконец, порочную практику без спроса совать нос в чужие дела.