ЧЕТВЕРТОМУ НЕ БЫВАТЬ
В 16-ом веке старец Филофей Псковский в письме великому князю Василию III Ивановичу изрек, что Москва есть третий Рим, а «четвертому не быти».
Два века спустя американцы тоже начали позиционировать свою столицу как «новый Рим». Это нашло отражение и в вашингтонской архитектуре, и в названиях (например, «Сенат США», «Капитолий» и т.п.). Но за океаном копировалась та часть римской культуры, которую принято считать дохристианской, а духовное наполнение и атрибутика правящего класса более напоминала масонскую, занесенную в 18-м веке из Старого Света. В этом смысле монах Филфей вряд ли признал бы их четвертым Римом.
Однако после 1919 года, когда пространства монаршей России достались большевикам-атеистам, а западноевропейские империи и Германский Рейх обескровились битвами двух мировых войн, Штаты начали своё восхождение на мировой Олимп. После 1945 г. они уже безгранично властвовали в прозападном мире и сдерживались лишь военной мощью СССР.
С распадом Советского Союза новая Россия возродила веру предков. Это относилось, кстати, ко всем нашим традиционным религиям. Тогда же тезис об общих отеческих корнях с Римом и Константинополем стал одной из экзистенциональных опор для миллионов соотечественников, оказавшихся на крутом повороте российской истории.
К началу третьего тысячелетия Россия зримо вступила в этап экономического, социального и духовного возрождения. Вашингтон воспринял это как угрозу сформированному им миропорядку. Возможно, нечто подобное испытывали древнеримские жрецы, наблюдая, как за стенами их Капитолийского храма набирает силу раннее христианство.
Да, Российская Федерация светское государство, где по Конституции нет места для обязательной, государственной идеологии. Наши президенты (в отличие от американских) не приносят присягу на Библии, и на российских банкнотах нет слов о вере в Господа (как на долларе). Однако Кремль не возводит пропаганду греха в государственную политику.
В России не казнят людей, преступивших закон (как, например, в США). Мы не стесняемся иметь нормальные семьи, где есть папа и мама, не именуем себя исключительными. В отличие от нынешнего Вашингтона, Москва не лезет во внутренние дела других и не провозглашает право русских на мировое господство.
Россия за тысячу лет ни разу не была полностью оккупирована внешним агрессором. Как, впрочем, и США. Только на Америку никакое государство не нападало на её континентальной территории, не травило блокадами и санкциями, да и моложе они нас лет на восемьсот.
Автор мог бы привести еще немало аналогий и противопоставлений, но эти заметки не претендуют на диссертацию, поэтому – к выводам:
- К началу 21 века на Земле оказалось два мощных военно-политических, культурных и морально-нравственных центра, так или иначе признающих себя духовными наследниками Рима. Одному из них - Москве, оказалась ближе византийская, православная ветвь древней цивилизации. Другому – Вашингтону, пришлась по вкусу гремучая смесь Рима дохристианского и европейского масонства.
- Оба центра находятся в многолетнем соревновании, которое носит не столько материальный, сколько духовный характер. Причем в средине 1990-х годов казалось, что Россия в идеологической состязательности вот-вот окончательно сдаст свои позиции. К счастью народ нашел силы воспрянуть духом и в очередной раз доказать миру собственную непобедимость.
- Цивилизованная конкуренция - важный источник человеческого развития. В этом смысле неплохо, что Америка остается Америкой, а Россия – Россией. Состязательность заставляет нас двигаться вперед, поскольку, по инерции, за счет лишь исторического багажа в высшей лиге человечества удержаться невозможно.
* * *
После победы в США Д. Трампа меня спрашивали: «Ну, теперь-то американцы отменят против нас свои санкции»?
Однако Россия не может и не должна зависеть от того, кто займет кресло в Белом доме, и что он будет там делать. Пусть подобные вопросы мучают теперь Киев и Варшаву, Париж и Брюссель, Багдад и Триполи, Сеул и Токио. Кого угодно, только не Россию!
Андрей КЛИМОВ,
12 ноября 2016 г.