БЕЗОПАСНАЯ НЕДЕЛИМОСТЬ
22 июня 1941 г. фашисты вероломно напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война, отнявшая у народа десятки миллионов жизней, но завершившаяся нашей великой Победой. С тех пор мир стал воистину глобальным.
Интернет, новые средства передачи информации, скоростные поезда и дальнемагистральные самолеты качественно изменили представление людей о пространстве и времени, привели к новым взаимосвязям и взаимозависимостям. Глобальна и мировая экономика. Курсовые колебания на биржах Нью-Йорка или Гонконга способны на следующий день отразиться на наших кошельках и в большом городе, и в сельской глубинке.
То же с безопасностью. Существующие системы поражения делают невозможным укрытие в любой части света. При этом большая «горячая» война сверхдержав означает конец рода человеческого. А тут еще террористы, овладевшие технологиями смерти, в любой момент способны умертвить и покалечить тысячи невинных людей на любом континенте, как это было 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Иными словами, безопасность также требует глобальных подходов. Ее нельзя обеспечить только средствами суверенной обороны или на основе военных блоков. Даже мощь НАТО не спасает ни американцев, ни европейцев от атак террористических группировок и потоков беженцев.
Инструменты обеспечения глобальной безопасности у человечества появились еще в средине прошлого века, как результат уроков Второй мировой войны. ООН и ее Совет Безопасности прямо призваны избавлять мир от тотальных катастроф. На европейском пространстве эти задачи возложены на ОБСЕ - детище договоренностей, достигнутых еще в пору существования СССР в 1975 г. в Хельсинки. Однако со времен создания ООН и подписания Хельсинского акта о безопасности и сотрудничеству в Европе произошли важнейшие политическое события 20-го века – распад Советского Союза, роспуск Варшавского военно-политического блока (противостоявшего НАТО четыре десятилетия), воссоединение Германии и формирование Европейского союза.
С кончиной просоветского военного блока (главной страшилки Запада в минувшем веке), на Земле остался единственный межконтинентальный вооруженный альянс – Северо-атлантический, он же - НАТО во главе с США. Одновременно была заметно перекроена политическая карта центральной и восточной Европы.
НАТО гордо позиционирует себя «голубем мира» и «союзом демократий». Но международная напряженность с момента окончания Холодной войны и разрастания НАТО лишь усиливается. Расширяются конфликтные зоны, причем, не только в Европе и Средиземноморье. Очевидно обострение конфликтов на почве территориальных споров между Китаем, Японией и странами АСЕАН.
Одновременно возрастает число и мощь новых центров силы. Так, Китай не только стал главной фабрикой Земли, но и обзавелся многочисленной армией с ракетно-ядерным оснащением. Растет ракетно-ядерный арсенал у соседней с ним Индии. Рядом находится ядерный Пакистан. Иран, хотя и не имеет атомной бомбы, но армия его весьма боеспособна, а политические амбиции – велики. Накачивают «оборонные» мышцы богатейшие монархии Ближнего Востока. Продолжают опасные ракетно-ядерные эксперименты в Северной Корее, а в Южной части Корейского полуострова наращивается военная мощь Сеула при прямом масштабном участии Пентагона. Расширяет армейские возможности Япония, где также как и в Европе расквартированы американские вооруженные силы. Наконец, США выходят из договора ПРО и уже монтируют свою «оборонную» инфраструктуру у западных границ России. Одновременно к российской территории подтягивается боевая мощь остальных участниц НАТО.
Российская Федерация ответно укрепляет собственный оборонный потенциал и наращивает военно-техническое взаимодействие с рядом постсоветских государств в формате ОДКБ, крепит оборонную координацию под флагом Шанхайской организации сотрудничества (т.е. вместе с Китаем). Но именно Москва продолжает настойчиво предлагать Западу и Востоку иной путь к глобальной безопасности. Речь идет об усилении роли Совета Безопасности ООН, а применительно к Большой Европе (от Атлантики до Тихого океана) о модернизации общеевропейской безопасности.
Еще до украинского конфликта, в 2009 г. мы, помимо призывов со всех возможных международных трибун, официально передали партнерам по ОБСЕ текст проекта Договора о европейской безопасности. Сутью предложения Москвы было создание в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике нераздельного на военные блоки единого пространства.
Внятного ответа Запада нет до сих пор. Зато блок НАТО продолжает подтаскивать к границам России свою «оборонную» инфраструктуру, усиливает разведывательную активность и число масштабных военных маневров. Как и во времена Холодной войны, НАТО продолжает оправдывать свое существование, расширение и рост военных закупок необходимостью «сдерживания русских» (как будто это мы приближаемся к их границам, окружаем военными базами и создаем вокруг зоны политической нестабильности!).
Понятно, что для многих чиновников НАТО - теплое место для карьеры и бизнеса на военных поставках. Ясно, что рядовые португальцы или испанцы не горят желанием ценой собственных жизней защищать поляков или эстонцев, а поляки – португальцев или испанцев. К тому же НАТО не выиграл еще не одной войны, хотя уже спровоцировал немало новых горячих точек. Однако рост военной машины НАТО автоматически подстегивает гонку вооружений во всем мире и повышает риски новых острых конфликтов. Подмена СБ ООН инструментами НАТО создает прямую угрозу человечеству. Деление стран на «своих» и «чужих», создание «зоны безопасности для своих» возвращают дух глобального противостояния Холодной войны.
У автора этих строк есть собственное понимание истории вопроса. Если совсем коротко, то Вашингтон заботит, что несмотря на кризис 1990 –х, Россия остается второй по сравнению с США ракетно-ядерной сверхдержавой, способной в ситуации глобального вооруженного конфликта нанести Соединенным Штатам «неприемлемое поражение». Иными словами, война с Россией для Америки смерти подобна. Не будут они воевать с нами ни из-за Украины, ни из-за Грузии, ни из-за кого-то еще. Это совсем не мои догадки, а фактически цитата из выступлений президента Б. Обамы. Кстати, те же турки, коварно атаковав прошлой осенью российский самолет в небе Сирии, убедились, что американцы не торопятся стать их военным зонтиком от Москвы.
Чего же хотят в Вашингтоне? Там, уверен, преследуют задачу «трех Р»: стараются разными способами Разорить, Разделить, а потом и Разоружить «поверженную без боя Российскую Федерацию». Для чего Белый дом втягивает Кремль в гонку вооружений, вводит экономические санкции, стремится разобщить российский народ, истерично добивается международной изоляции России.
Такие приемы знакомы по противостоянию США и СССР. Но тогда эта подрывная работа прикрывалось лозунгами борьбы с «мировым коммунизмом». Никаких коммунистов в Кремле нет уже 25 лет. Россия стала государством с многопартийной, рыночной экономикой, мы решительно отказались от лозунга мировой социалистической революции и осуждаем вмешательство извне в дела суверенных государств. Однако образ «империи зла» продолжают использовать в опасной антироссийской игре. Опасной для всего мира, между прочим.
Укрепляя боеспособность российской армии и флота, мы помним уроки Холодной войны. Российские положения о безопасной неделимости остаются в силе. Недаром во время демонстрации новых военных достижений на Красной площади в Москве в честь дня Победы 9 мая 2016 г. президент В. Путин официально и публично подтвердил: «Россия открыта для объединения усилий с другими государствами, готова работать над созданием современной внеблоковой системы международной безопасности».
Мои недавние консультации с рядом коллег-парламентариев из Евросоюза показывает интерес к поиску новых формул безопасности. Видно, что в большинстве стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки уже не столь активно готовы слепо следовать военной стратегии США. Однако тезис о возможности создания надежной внеблоковой системы по прежнему представляется не как что-то реальное и надежное. Старый, тупиковый подход – обеспечить безопасность через наращивание мощи НАТО еще довлеет в Европе.
Именно в этот период возрастает роль парламентской, партийной, общественной дипломатии. С ее помощью можно не только разъяснять суть российской инициативы, но и обсуждать возможности конкретных совместных действий в вопросах модернизации всей системы безопасности с учетом новых угроз, вызовов и возможностей.
Общая работа над этим проектом сделает его не сугубо российской инициативой (что не всем по нраву), а предметом коллективного творчества. Дело здесь не в авторстве, а в конечной цели – надежном обеспечении мира во всем мире. По крайней мере, в большой Евразии.
Андрей КЛИМОВ,
член Бюро постоянного Комитета
по миру и безопасности
Межпарламентского союза, сенатор
22 июня 2016