БУЗА: О ЯНВАРСКИХ СОБЫТИЯХ В КИЕВЕ И НЕ ТОЛЬКО
«Буза – Угол. (1) Скандал, драка…
(2) Беспорядки…
(3) Неприятная история …
(4) также Мол. Ложь, вранье…»
Большой словарь русского жаргона. С-Пб., 2001, с. 79
Смотрю на экран ТВ: в дыму горящих автопокрышек, сквозь рев разноликой толпы, швыряющей зажигалки и камни в милицейские редуты, доносится осипшим рефреном: «Революция! Революция!...». Киев, «мать городов русских», вновь решает самый главный политический вопрос (о власти) методом «толпократии».
Звоню знакомым, что там у вас? Обычные, вполне благопристойные граждане Украины (никак не связанные с властями или оппозицией) называют сие одним словом, пришедшим в наш общий лексикон из мира уголовного – БУЗА. Они рассказывают о том, что пока силы правопорядка и разномастные участники уличных беспорядков меряются то терпением, то силой, профессиональные уголовники проявляют понятную и пугающую активность в спальных районах украинской столицы. Буза – их время!
Новыми звездами мирового эфира в соседней Украине становятся персонажи, которые в любой стране ЕС или США немедленно попали бы в камеру, только не телевизионную, а ту, что с решеткой в мелкую клетку, причем по серьезным статьям («сопротивление власти», «общественные беспорядки», «терроризм»). Но власти суверенной Украины за предшествующий год настолько запутались в своих отношениях с Западом, что оказались фактически связанными по рукам и ногам разнообразными «моральными обязательствами», типа «жить по-европейски». При этом они вольно или невольно нарушают собственный основной закон, исключающий подчинение Украины любому наднациональному органу управления (включая, разумеется, ЕС и НАТО) и обязывающий власти страны обеспечивать конституционный порядок (чего, увы, незаметно). Зато заметна та самая «буза» – грубое, многократное и публичное нарушение уголовного кодекса Украины, да еще обильно сдобренное враньем со стороны бузатеров и западных кураторов.
Вранье, что Украину кто-то хочет впустить в Европейский союз, вранье, что украинцам «завтра отменят визы в ЕС», вранье, что запад на деле готов материально помогать выходу этой немаленькой и проблемной страны из глубочайшего социально-экономического кризиса и возможного дефолта. Вранье и то, что запад даст некие гарантии местным властным элитам (вспомните судьбы югославских руководителей!).
Запад был и остается рациональным до цинизма. Это не Россия с ее славянскими и православными реминисценциями, с ее резонными предложениями не крушить реальные производственно-хозяйственные связи и ее прямыми вливаниями в слабеющие финансовые жилы братского государства. Но именно против Москвы, масштабной российской помощи ополчаются бузатеры на Майдане и в иных горячих точках «незалежной».
Однако украинские сцены навевают у меня и мысли не только в «международной плоскости». В родном мне Пермском края (увы, не только здесь) периодически (особенно в молодежной среде) раздается это опасное словечко – «РЕВОЛЮЦИЯ».
Молодежь, не помнящая толком начало бурных девяностых (когда Россия едва миновала гражданскую войну от Калининграда до Владивостока), мало что знающая и о других отечественных «революциях» (1905, 1917 гг.), пытается решить все свои проблемы (реальные и мнимые) разрушением существующего строя. Этим юношам и девушкам кажется, что замена «действующего режима» революционным хаосом с его трибунами и трибуналами-самосудами, расстрелами без суда и следствия, конфискациями и красно/белым террором во имя неясных целей и опасных перспектив – есть благо.
Романтические фантазии отдельных молодых бунтарей понять кое-как можно (молодо-зелено), но вот попытка подыграть им со стороны людей более зрелых вызывает у меня, мягко говоря, недоумение. Так и хочется спросить: Вам, дамы и господа, что, жить надоело?
Говорю это не в переносном, а в прямом смысле. И не в смысле угроз от власть предержащих (Россия, в отличие от США смертную казнь не применяет), а в смысле бунта, «бессмысленного и беспощадного».
Мой дед – Степан Николаевич рассказывал, как «революционная толпа в губернской Перми в первую очередь разграбила магазины, напилась до свинского состояния, а потом начались казни». Пермского епископа закопали живьем. Тогда же, как известно, застрелили и брата царя – Михаила, а заодно (во дворе духовной семинарии) «пустили в расход» еще сотни заложников. В ответ колчаковцы тоже «патронов не жалели». Вам это хочется снова? Мне нет.
Вот солидная краевая газета публикует заметку некого эколога, порицающего органы правопорядка за предотвращение силовым путем массовой акции молодежи в отношении, так называемых, приезжих. Этот опус снабжен по существу попытками теоретически обосновать необходимость и возможность современных «судов Линча».
Да, проблема межнациональных отношений существует. Сегодня она есть практически во всех мегаполисах и даже в самых благополучных европейских государствах. Но лечится эта болезненная проблема не маршами экстремистов, а эффективной и адресной работой правоохранителей. Если они не справляются, то надо им помогать (в том числе и информацией, и общественным контролем). Если некий силовик в погонах забывает о присяге и за взятку или из трусости закрывает глаза на очевидное нарушение закона, тогда карать надо и этого конкретного мерзавца, и тех, кто ему потакает, а не новую бузу устраивать.
Андрей КЛИМОВ, Пермь, 27 января 2014 г.