ГлавнаяСтатьи › “ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ?

“ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ?

Немалое число уважаемых автором специалистов в сфере международных отношений (как отечественных, так и зарубежных) ещё до начала СВО рассуждало о возможности так называемой “Ялты - 2”. Иными словами, подобно тому, как без малого 80 лет назад, в 1945 г. “Большая тройка” руководителей СССР, США и Британии провела в российском Крыму (тогда полуостров входил в состав РСФСР) переговоры о будущем мироустройстве, которое предполагало, в том числе, создание Организации Объединённых наций и определяло сферы влияния Москвы и Вашингтона с Лондоном во всём мире.
По мере того как Россия достигает целей, поставленных перед СВО, успешно отражает попытки “коллективного Запада” сдержать наше Отечество при помощи их противоправных санкций и сплачивает вокруг Москвы многие страны Мирового большинства на всех континентах, у части американских и европейских элит растёт интерес к возможности остановить названные процессы не столько военной силой (что чревато всемирной термоядерной войной), сколько путём достижения неких политико-дипломатических договорённостей. Отсюда ялтинские соглашения середины прошлого века упоминаются всё чаще.
Однако хочу напомнить, что, во-первых, тогда переговоры вели СОЮЗНИКИ ПО АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ. У них был общий враг в лице нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. Теперь же мне очень трудно представить себе руководителей недружественных нам государств (США и их натовских сателлитов) в качестве союзников Российской Федерации, которую вышеназванные страны официально и публично считают своим стратегическим противником и до сих пор пытаются раскачивать и ослаблять нас руками украинских и прочих наёмников западных кукловодов.
Во-вторых, в победном 1945 г. Ялта принимала подлинных лидеров тогдашнего западного мира (Ф. Рузвельта и У. Черчилля). Теперь же среди руководителей ведущих западных государств, используя ироничное замечание В. Путина, “и поговорить не с кем”. В самом деле, если в таких великих державах современности, как например, Китай и Индия, у их политического руля находятся люди не просто ответственные, но и всерьёз относящиеся как к подлинным национальным интересам своих стран-титанов, стран-цивилизаций, так и к вопросам глобальной безопасности и развития всего человечества, то среди тех, кого принято считать руководителями “стран золотого миллиарда” (сегодня это явное  меньшинство стран, где проживает менее 1/7 землян), крайне трудно найти лиц профессиональных, ответственных перед собственными народами, попросту разумных.
В-третьих, наши западные оппоненты до сих пор почему-то воображают себе, что переговоры “о мире на Украине” должны проходить между нынешним Киевом и Москвой, в то же время те, кто создавали и разжигали нынешний конфликт на территории бывшей УССР, останутся как бы над схваткой. Между тем, автору трудно представить себе предмет переговоров между киевским узурпатором, утратившим в мае прошлого года легитимность пане Зеленском и полномочным главой российской ракетно-ядерной сверхдержавы, кроме порядка подписания упомянутым натовским наймитом Акта о полной и безоговорочной капитуляции. Кстати, даже для этой цели вышеназванный фигурант не столь  нужен. Обошлись же мы в 1945 г. при подписании акта о капитуляции гитлеровцев без самого Гитлера.
В-четвёртых, руководство всего пресловутого Запада с началом текущего столетия сконцентрировалось в Вашингтоне, точнее в недрах американских “демократов”, фактически контролировавших внешнюю и внутреннюю политику США на протяжении трёх десятилетий. Но именно эти силы потерпели в ноябре с.г. сокрушительное поражение на американских выборах. Так что с конца января будущего года в Белом доме опять окажется их враг - Д. Трамп, при этом в обеих палатах Конгресса и Верховном суде США образуется “республиканское” большинство. А как поведёт себя в сложившихся обстоятельствах новый - старый президент Америки и его команда, пока неясно. Но ясно, что “глубинное государство” этой сверхдержавы с начала 1950-х годов и до сих пор никому не давало возможностей проводить политику от него совершенно независимую.
В-пятых, в наступившем столетии невозможен ни мир однополярный, ни двухполюсный. Тема многосторонности международных отношений дня сегодняшнего, укрепление и расширение таких альянсов, созданных и развивающихся с российским участием как ШОС и БРИКС, отражает объективную реальность. Реальность, в которой будущее мироустройство не может определяться без должного учёта воли стран Мирового большинства (объединяющего 7/8 землян), которые как раз сейчас стремятся быть вместе с БРИКС и ШОС. Но, боюсь, “коллективный Запад” не готов к такого рода переговорам, где ни о каком его преимуществе речи быть не может. Более того, в Вашингтоне, Лондоне, натовско-еэсовском Брюсселе до сих пор надеются на внесение раскола в рядах Мирового большинства, особенно раскола между его краеугольным треугольником, образуемым Москвой - Пекином - Дели. К слову, на то же (раскол в антигитлеровской коалиции) восемьдесят лет назад надеялись в берлинских бункерах поджигатели Второй мировой войны.
Этот перечень различий нынешней ситуации с февралём 1945 можно было бы продолжить.
В то же время, в июне 2024 г. Президент В. Путин публично предложил подумать о возможности создания на всём пространстве Большой Евразии от Тихого океана до Атлантики единой системы коллективной безопасности и сотрудничества, которая строилась бы отнюдь не на пустом месте, а с учётом возможностей уже существующих на нашем материке международных форматов, таких как вышеназванная Шанхайская организация сотрудничества и СНГ.
Автору уже не раз за минувшее полугодие доводилось выступать на тему данной российской инициативы на различных международных площадках (в т.ч. Ассамблее Межпарламентского союза в Женеве в октябре, а также в ноябре на международном симпозиуме с участием политиков из БРИКС и ЕС в Сочи и Генассамблее Международной конференции азиатских политических партий в Пномпене).
Не скрою, при всей ясности новой инициативы Москвы, её открытого характера и справедливости заложенных в её основе принципов, не все мои иностранные собеседники были готовы незамедлительно заявить о поддержке российского предложения, однако буквально все проявили несомненный интерес к путинской идее. Более того, многие поддержали наше предложение провести в России на будущий год широкие международные общественные слушания в поддержку упомянутого общеевразийского проекта. Добавлю, что 11 ноября с.г. на заседании международной комиссии партии “Единая Россия” под председательством С. Лаврова было принято решение провести такого рода мероприятие к годовщине данного предложения у географической границы Европы и Азии, в уральской Перми.
Полагаю также, что аналогичные процессы установления прочного мира и взаимовыгодного сотрудничества без непрошенного участия внешних сил вполне можно было бы развивать на базе уже действующих форматов Африканского союза для стран их огромного континента, ставшего в минувшие столетия заложником западной колониальной, а потом и неоколониальной политики.
Для Латинской Америки также возможно укреплять безопасность в их части Света, скажем с участием таких структур как СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна) - в любом случае решать самим странам этого заокеанского континента.
Наконец, для всей планеты есть возможность вернуть ООН ту роль, которая ей предназначалась восемьдесят лет назад. Сделать это, увы, не так просто - слишком много препятствий уже создано попытками ведомых нынешним (пока ещё) руководством Вашингтона колонизаторов нового типа отстоять их самопровозглашённую монополию на власть. Вот тут-то как раз БРИКС - подлинно глобальная, принципиально новая общность суверенных государств мира способна сыграть свою особую созидательную роль. Как показал прошедший в октябре в Казани саммит БРИКС, состав которого удвоился в период российского председательства, эта задача вполне решаема.
Определённое подспорье здесь может и должно оказать сформированное по российской инициативе в феврале 2024 г.в Москве неформальное всемирное общественно-политическое антиколониальное движение “За свободу наций!”.
Что же до “украинского конфликта”, то и здесь в июньских предложениях В. Путина есть необходимая ясность: территориальные границы РФ закреплены в её Конституции (включая полуостров Крым, в полном объёме ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области), обсуждению не подлежат; демилитаризация и денацификация Украины должны быть завершены в полном объёме, а сама её территория ни при каких обстоятельствах не должна быть угрозой для нашей национальной безопасности; незаконные антироссийские санкции - отменены.
Наконец сами переговоры должны проходить с теми, от кого действительно зависят соответствующие решения и кто в силах обеспечить их реализацию. А уж как потом историки и публицисты назовут это: “Ялтой - 2”, “Переговорами века” либо как-то ещё - покажет время.

Статьи

“ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ? “ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ?
ТЯО ТЯО
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ
ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
Все статьи

Хроника

НОЯБРЬСКИЙ ФИНАЛ Конец ноября выдался для сенатора А. Климова не менее насыщенным, чем остальные недели минувшей осе
ICAPP - 2024 Вернувшийся из командировки в Пномпень на 12 Генассамблею Международный конференции азиатских полит
КРУГЛАЯ ДАТА 9 ноября сенатор А. Климов отметил свою "круглую дату" - 70-летие со дня рождения.
Вся хроника