“ЯЛТА - 2”: МОЖНО ЛИ ВОЙТИ В РЕКУ ИСТОРИИ ДВАЖДЫ?
Немалое число уважаемых автором специалистов в сфере международных отношений (как отечественных, так и зарубежных) ещё до начала СВО рассуждало о возможности так называемой “Ялты - 2”. Иными словами, подобно тому, как без малого 80 лет назад, в 1945 г. “Большая тройка” руководителей СССР, США и Британии провела в российском Крыму (тогда полуостров входил в состав РСФСР) переговоры о будущем мироустройстве, которое предполагало, в том числе, создание Организации Объединённых наций и определяло сферы влияния Москвы и Вашингтона с Лондоном во всём мире.
По мере того как Россия достигает целей, поставленных перед СВО, успешно отражает попытки “коллективного Запада” сдержать наше Отечество при помощи их противоправных санкций и сплачивает вокруг Москвы многие страны Мирового большинства на всех континентах, у части американских и европейских элит растёт интерес к возможности остановить названные процессы не столько военной силой (что чревато всемирной термоядерной войной), сколько путём достижения неких политико-дипломатических договорённостей. Отсюда ялтинские соглашения середины прошлого века упоминаются всё чаще.
Однако хочу напомнить, что, во-первых, тогда переговоры вели СОЮЗНИКИ ПО АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ. У них был общий враг в лице нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. Теперь же мне очень трудно представить себе руководителей недружественных нам государств (США и их натовских сателлитов) в качестве союзников Российской Федерации, которую вышеназванные страны официально и публично считают своим стратегическим противником и до сих пор пытаются раскачивать и ослаблять нас руками украинских и прочих наёмников западных кукловодов.
Во-вторых, в победном 1945 г. Ялта принимала подлинных лидеров тогдашнего западного мира (Ф. Рузвельта и У. Черчилля). Теперь же среди руководителей ведущих западных государств, используя ироничное замечание В. Путина, “и поговорить не с кем”. В самом деле, если в таких великих державах современности, как например, Китай и Индия, у их политического руля находятся люди не просто ответственные, но и всерьёз относящиеся как к подлинным национальным интересам своих стран-титанов, стран-цивилизаций, так и к вопросам глобальной безопасности и развития всего человечества, то среди тех, кого принято считать руководителями “стран золотого миллиарда” (сегодня это явное меньшинство стран, где проживает менее 1/7 землян), крайне трудно найти лиц профессиональных, ответственных перед собственными народами, попросту разумных.
В-третьих, наши западные оппоненты до сих пор почему-то воображают себе, что переговоры “о мире на Украине” должны проходить между нынешним Киевом и Москвой, в то же время те, кто создавали и разжигали нынешний конфликт на территории бывшей УССР, останутся как бы над схваткой. Между тем, автору трудно представить себе предмет переговоров между киевским узурпатором, утратившим в мае прошлого года легитимность пане Зеленском и полномочным главой российской ракетно-ядерной сверхдержавы, кроме порядка подписания упомянутым натовским наймитом Акта о полной и безоговорочной капитуляции. Кстати, даже для этой цели вышеназванный фигурант не столь нужен. Обошлись же мы в 1945 г. при подписании акта о капитуляции гитлеровцев без самого Гитлера.
В-четвёртых, руководство всего пресловутого Запада с началом текущего столетия сконцентрировалось в Вашингтоне, точнее в недрах американских “демократов”, фактически контролировавших внешнюю и внутреннюю политику США на протяжении трёх десятилетий. Но именно эти силы потерпели в ноябре с.г. сокрушительное поражение на американских выборах. Так что с конца января будущего года в Белом доме опять окажется их враг - Д. Трамп, при этом в обеих палатах Конгресса и Верховном суде США образуется “республиканское” большинство. А как поведёт себя в сложившихся обстоятельствах новый - старый президент Америки и его команда, пока неясно. Но ясно, что “глубинное государство” этой сверхдержавы с начала 1950-х годов и до сих пор никому не давало возможностей проводить политику от него совершенно независимую.
В-пятых, в наступившем столетии невозможен ни мир однополярный, ни двухполюсный. Тема многосторонности международных отношений дня сегодняшнего, укрепление и расширение таких альянсов, созданных и развивающихся с российским участием как ШОС и БРИКС, отражает объективную реальность. Реальность, в которой будущее мироустройство не может определяться без должного учёта воли стран Мирового большинства (объединяющего 7/8 землян), которые как раз сейчас стремятся быть вместе с БРИКС и ШОС. Но, боюсь, “коллективный Запад” не готов к такого рода переговорам, где ни о каком его преимуществе речи быть не может. Более того, в Вашингтоне, Лондоне, натовско-еэсовском Брюсселе до сих пор надеются на внесение раскола в рядах Мирового большинства, особенно раскола между его краеугольным треугольником, образуемым Москвой - Пекином - Дели. К слову, на то же (раскол в антигитлеровской коалиции) восемьдесят лет назад надеялись в берлинских бункерах поджигатели Второй мировой войны.
Этот перечень различий нынешней ситуации с февралём 1945 можно было бы продолжить.
В то же время, в июне 2024 г. Президент В. Путин публично предложил подумать о возможности создания на всём пространстве Большой Евразии от Тихого океана до Атлантики единой системы коллективной безопасности и сотрудничества, которая строилась бы отнюдь не на пустом месте, а с учётом возможностей уже существующих на нашем материке международных форматов, таких как вышеназванная Шанхайская организация сотрудничества и СНГ.
Автору уже не раз за минувшее полугодие доводилось выступать на тему данной российской инициативы на различных международных площадках (в т.ч. Ассамблее Межпарламентского союза в Женеве в октябре, а также в ноябре на международном симпозиуме с участием политиков из БРИКС и ЕС в Сочи и Генассамблее Международной конференции азиатских политических партий в Пномпене).
Не скрою, при всей ясности новой инициативы Москвы, её открытого характера и справедливости заложенных в её основе принципов, не все мои иностранные собеседники были готовы незамедлительно заявить о поддержке российского предложения, однако буквально все проявили несомненный интерес к путинской идее. Более того, многие поддержали наше предложение провести в России на будущий год широкие международные общественные слушания в поддержку упомянутого общеевразийского проекта. Добавлю, что 11 ноября с.г. на заседании международной комиссии партии “Единая Россия” под председательством С. Лаврова было принято решение провести такого рода мероприятие к годовщине данного предложения у географической границы Европы и Азии, в уральской Перми.
Полагаю также, что аналогичные процессы установления прочного мира и взаимовыгодного сотрудничества без непрошенного участия внешних сил вполне можно было бы развивать на базе уже действующих форматов Африканского союза для стран их огромного континента, ставшего в минувшие столетия заложником западной колониальной, а потом и неоколониальной политики.
Для Латинской Америки также возможно укреплять безопасность в их части Света, скажем с участием таких структур как СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна) - в любом случае решать самим странам этого заокеанского континента.
Наконец, для всей планеты есть возможность вернуть ООН ту роль, которая ей предназначалась восемьдесят лет назад. Сделать это, увы, не так просто - слишком много препятствий уже создано попытками ведомых нынешним (пока ещё) руководством Вашингтона колонизаторов нового типа отстоять их самопровозглашённую монополию на власть. Вот тут-то как раз БРИКС - подлинно глобальная, принципиально новая общность суверенных государств мира способна сыграть свою особую созидательную роль. Как показал прошедший в октябре в Казани саммит БРИКС, состав которого удвоился в период российского председательства, эта задача вполне решаема.
Определённое подспорье здесь может и должно оказать сформированное по российской инициативе в феврале 2024 г.в Москве неформальное всемирное общественно-политическое антиколониальное движение “За свободу наций!”.
Что же до “украинского конфликта”, то и здесь в июньских предложениях В. Путина есть необходимая ясность: территориальные границы РФ закреплены в её Конституции (включая полуостров Крым, в полном объёме ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области), обсуждению не подлежат; демилитаризация и денацификация Украины должны быть завершены в полном объёме, а сама её территория ни при каких обстоятельствах не должна быть угрозой для нашей национальной безопасности; незаконные антироссийские санкции - отменены.
Наконец сами переговоры должны проходить с теми, от кого действительно зависят соответствующие решения и кто в силах обеспечить их реализацию. А уж как потом историки и публицисты назовут это: “Ялтой - 2”, “Переговорами века” либо как-то ещё - покажет время.