ВЛАСТЬ И ВОЗРАСТ
В сентябре субъекты РФ снова ждут многочисленные выборы: муниципальные, региональные и даже федеральные (довыборы в Госдуму). На тысячи выборных постов будут претендовать десятки тысяч кандидатов. Кто из них победит – решать избирателям. Однако закон изначально ставит перед потенциальными кандидатами ряд строго определенных ограничений. Среди них – возраст кандидата. Но его ограничение распространяется лишь на нижний предел. Причем чем значимее пост, тем старше быть потенциальному кандидату:
- кандидат в президенты России должен быть не моложе 35 лет;
- кандидат на должность главы региона или депутата Госдумы - от 30 лет;
- минимальный возраст для муниципальных депутатов колеблется от 18 до 21 года.
Однако верхнего предела для выборных должностей российское законодательство не устанавливает. Предполагается, что избиратель сам соотнесёт обязанности и ответственность, которые предполагает тот или иной пост и личные возможности каждого из кандидатов. Они же у всех разные. Один в пятьдесят пять выглядит далеко немолодым человеком, другой и под семьдесят даст форы многим пятидесятилетним. К тому же по мере развития медицины и улучшения общих условий жизни возрастные границы расширяются. За минувшие сто лет те же пятидесятилетние в общественном восприятии перешли из разряда очевидных стариков в категорию лиц среднего возраста.
Тем не менее, возрастные особенности учитывать все равно необходимо. Например, если речь идет о парламентариях (местных, региональных, федеральных), то в идеале иметь в каждом представительном органе власти лиц всех возрастных категорий. Тогда решения законодателей будут лучше учитывать точки зрения представителей и молодежи, и ветеранов, и тех кто находится между этими двумя категориями. А вот при выборе главы государства предпочтительнее ориентироваться не только на профессиональный, но и на жизненный опыт. Не случайно у руля высшей власти в большинстве крупнейших и наиболее значимых государств мира сегодня люди, родившиеся в 1950-е годы и ранее. Например, А. Меркель (ФРГ) и С. Абе (Япония) родились в 1954 г, С. Цзиньпин (КНР) в 1953, как и Мун Чже Ин (Республика Корея), С. Рамафоса (ЮАР) в 1952, Н. Моди (Индия) в 1950, Д. Трамп (США) в 1946 г., а его главный конкурент на ближайших (ноябрьских) президентских выборах - вообще в 1942 г.
Что же касается власти исполнительной, то здесь важен другой подход. Главам регионов и муниципалитетов при прочих равных условиях лучше иметь такой возраст, который дает перспективу интенсивной общественно полезной работы до наступления пенсионного возраста. Им предстоят не только и не столько участие в парламентских дебатах, разнообразных конференциях, съездах, форумах, сколько работа преимущественно организационная, непрерывная, практически без выходных и длительных отпусков. Здесь кроме знаний и опыта, фактор здоровья и молодости особо важен. Важен прежде всего нам, избирателям.
Говоря о главах регионов, важно иметь в виду, что вопросы территориального развития требуют перспективы во времени минимум в семь – десять лет. Быстрее мало что можно преобразовать существенным образом в столичном городе, крае, области. Не случайно два полных срока для губернатора определяются законом в десятилетие. Иными словами, если человек впервые принимает присягу главы региона, допустим, в 65 лет, то через десятилетие ему будет уже 75. А это не совсем тот возраст, в котором любой человек способен эффективно трудится на хлопотной должности в региональной исполнительной власти. С другой стороны, избирать 60-65 летних лишь с перспективой на одну губернаторскую пятилетку значит невольно лишать все территориальное развитие субъекта Федерации должной перспективы.
Не случайно автор этих строк еще в конце 1990-х предлагал законодательно ограничить срок кандидата на пост главы региона 60 годами. Мне тогда возразили, что избиратель мол сам разберется. С тех пор в России мы наблюдали самые разные варианты, в т.ч. и у себя в Прикамье. Я же остался верен собственному подходу. Когда лет десять назад со мной беседовали на тему губернаторских перспектив - отказался. Сослался как раз на собственные убеждения относительно предельного возраста для главы исполнительной власти края, хотя ни тогда, ни сегодня на здоровье особых жалоб, слава Богу не было.
Как известно, в последние годы федеральный центр всерьез озаботился омоложением кадров на губернаторском уровне. Так, в соседней с Пермским краем Свердловской области губернатору Е. Кувайшеву нет и сорока, так же как и главе Удмуртии А. Бречалову. А наиболее молодым главам российских регионов – А. Алиханову (Калининградская обл.) и Д. Артюхову (Ямал) соответственно 34 и 32 года от роду. Что же касается Пермского края, то временно исполняющим обязанности его главы президент страны назначил в феврале с.г. нашего тридцатисемилетнего земляка Д. Махонина. На днях Дмитрий Николаевич выразил желание баллотироваться на губернаторский пост в Единый день голосования 13 сентября 2020 г.
Хочу напомнить, что наиболее успешному из постсоветских пермских губернаторов – Ю. Трутневу на момент избрания на пост главы региона было 44 года, а его основному конкуренту и тогдашнему главе региона Г. Игумнову – 64 года.
Теперь дело снова за пермским избирателем.
Конечно, возраст для нашего общего выбора - характеристика далеко не единственная, но игнорировать ее бывает крайне неосмотрительно, когда речь заходит о человеке, которому предстоит 5 – 10 лет управлять территорией где нам, пермякам, жить и работать.
Андрей КЛИМОВ
коренной пермяк,
член Совета Федерации
от Пермского края
с 2012 г.