Уроки Генуи
100 лет назад впервые заговорили о принципе мирного сосуществования государств с различными политическими системами. Это произошло по инициативе Москвы на Генуэзской конференции – первом с момента окончания Мировой войны (1914–1919) глобальном форуме того времени.
Тогда, весной 1922 г., наша страна еще только отходила от ужасов гражданской войны и внешней интервенции со стороны заморских США, Британии, Японии, а также ряда государств континентальной Европы. Желая воспользоваться российскими природными богатствами, эти страны уже вскоре после трагических событий, последовавших за спонсированным кайзеровской Германией октябрьским вооруженным переворотом 1917 г. в Петрограде, начали открыто делить наследие рухнувшей Российской империи. В частности, было заключено соглашение о разделе сфер ответственности, по которому, например, в зону Великобритании отходили бы Кавказ и «казачьи области» (т. е. земли современной нам Украины), кроме того, Лондон претендовал на российский северо-запад; Сибирь же и Дальний Восток – это к США и Японии.
Наше Отечество, несмотря на тяготы братоубийственной войны, в итоге выдворило всех интервентов. Ответом на действия Москвы тогда стала попытка 100% изоляции России. Она включала полное дипломатическое непризнание нашей страны и ее тотальную экономическую блокаду. Напомню, к 1922 г. за период 1917 – 1921 гг. в результате внешней агрессии и разрушительной внутренней дестабилизации падение промышленного производства у нас оказалось семикратным, в сельском хозяйстве объем производства упал вдвое; от боевых действий и вызванных ими разрухи, голода, эпидемий погибло около 10 млн. чел., а также эмигрировало свыше 2 млн. россиян. Всё это, безусловно, усугублялось вышеупомянутой блокадой — в первую очередь со стороны тех же стран, что образуют нынешнюю Большую семерку (G-7).
Однако, несмотря на все беспрецедентные ужасы и лишения, российский народ начал свое возрождение, предложив «цивилизованному» Западу принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем. Нельзя сказать, что «демократическая» часть человечества (точнее, тогдашние колониальные империи, новорожденная американская империя и их союзники) тут же подхватили миролюбивые предложения из Москвы. Однако конференция о мире в послевоенной Европе все‑таки состоялась. Более того, Москва и Берлин смогли вступить тогда в союз, который позволил им (немецкий народ тоже явно пострадал от явно грабительских условий, навязанных ему Антантой в Париже в 1919 г., и в апреле 1922 Германия официально признала новую Россию) сорвать планы англосаксов на неограниченную гегемонию.
С 1923 по 1924 гг. Россию признали Польша, Турция, Финляндия, Великобритания, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Дания, Франция и многие другие страны. В 1925 их список пополнила Япония. США, к слову, сделали это среди последних — 16 ноября 1933 г.
Теперь об уроках для нас:
(1.1) попытки изолировать Россию с последующим присвоением наших национальных богатств осуществляются далеко не впервые и, как правило, все теми же странами;
(1.2) продвижение и укрепление принципа мирного сосуществования должно оставаться среди главных задач нашей внешней политики (это теперь закреплено в ст. 791 Конституции РФ).
(1.3) противостоять внешней агрессивной, удушающей политике недружественных государств можно и нужно, но это требует политической воли и внутренней консолидации;
(1.4) обеспечение безопасности такой огромной, многонациональной, многоконфессиональной страны, как Россия, — главное условие ее развития;
(1.5) без максимального обеспечения суверенитета российское государство неминуемо оказывается в глубочайшем кризисе, а с ним и глобальный русский мир; наоборот — суверенная Россия добивается наибольших успехов.
Наконец, уроки для других:
(2.1) мирное сосуществование государств является единственно возможной гарантией как от губительных мировых войн, так и для устойчивого развития человечества;
(2.2) именно Россия, вне зависимости от ее текущего политического устройства, на протяжении последних веков оставалась одним из главных проводников политики мирного сосуществования, в отличие от тех государств, которые все эти годы пытались силой оружия, экономических блокад и политической изоляции обогащать собственные правящие классы и конструировать «зоны влияния» по всему миру;
(2.3) попытки сломить Россию военным путем, блокадой, ее политической изоляцией ни разу не удались (хотя в 1990-е годы мы были почти разложены и едва не погибли в «дружеских объятиях» Запада);
(2.4) пренебрежение национальными интересами России никого до добра не доведет, а в нынешних условиях (с учетом нашего ракетно-ядерного потенциала) довести не может.
* * *
Вообще, по‑моему, главная беда современного человечества заключается в том, что нынешний интеллектуальный потенциал так называемых лидеров западного мира не позволяет им извлекать исторических уроков и это теперь становиться, увы, главной угрозой человечеству. Гораздо более реальной, чем пресловутое глобальное потепление или угроза нашествия инопланетян.