«УКРАИНА 2013. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПРОГНОЗ»
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КМД СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ
КЛИМОВА АНДРЕЯ АРКАДЬЕВИЧА
НА ОДНОИМЕНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
КИЕВ, 11 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА
Когда я впервые прочел тему нашей сегодняшней Конференции, то невольно вспомнил известную фразу Уинстона ЧЕРЧИЛЛЯ: «Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц, через год, а потом объяснить, почему этого не произошло». Но, поскольку я не только профессиональный политик, но еще и доктор экономических наук, то хорошо помню не менее известную фразу его знаменитого современника – «Политика – есть концентрированное выражение экономики».
Можно по разному относиться к автору этого крылатого афоризма Владимиру Ильичу Ульянову (Ленину), однако доступный нам исторический опыт постоянно подтверждает его справедливость в данном вопросе. Думаю, что и в нашем конкретном случае следует, прежде всего, и главным образом обратить внимание на экономическую сторону дела.
Любой специалист понимает, что мир 21-го века это не только мир ускоренной глобализации, экономической интеграции, но и мир многополярный. Следовательно, для успешного развития современным государствам нельзя обойтись без вхождения в те или иные устойчивые союзы.
Не удивительно, что вопрос с кем и как интегрироваться волнует и украинское общество, и бизнес, и тех, кого принято называть «политическим классом».
С географической точки зрения данный вопрос обычно рассматривается в плоскости «ЕС или Россия».
Хочу подчеркнуть, что в Москве, безусловно, признают суверенное право наших украинских соседей самостоятельно найти ответ на вопрос такого рода. Более того, мне бы не хотелось, чтобы уважаемые участники киевской конференции рассматривали мое выступление как попытку противопоставить Россию остальной Европе или свести все к весьма упрощенному тезису: «Москва либо Брюссель».
Регламент нашей встречи не позволяет сделать обширный сравнительный анализ, но серьезные политики и деловые люди в Европейском союзе все чаще заявляют о том, что процесс дальнейшего расширения ЕС в обозримом будущем не предвидится. Кризисные катаклизмы последних лет оживили в недрах Старого Света дискуссию о возможном сокращении, как зоны евро, так и всего Евросоюза.
Вот и на недавнем саммите ЕС 8 февраля главам государств-членов кое-как удалось принять их общий бюджет на ближайшие семь лет. Бюджет получился жестким. Ни каких особых затрат на гипотетических новых членов Евросоюза до 2020 года там не просматривается.
Лично я, в отличие от целого ряда экспертов-евроскептиков не верю в скорый коллапс европейского интеграционного проекта. Однако практически для всех очевидно, что корни большинства современных финансово-экономических и социальных проблем ЕС кроются в его излишне быстром расширении в 21-м веке. Иными словами, политические амбиции в процессе европейской интеграции в какой-то момент взяли верх над экономическими резонами и здравым смыслом.
Можно ли представить, что на этом фоне руководители ЕС пойдут на риск дополнить список уже имеющихся собственных проблем, новыми проблемами, которыми чревато присоединение к ЕС еще одного нового государства?
Думаю, что даже если бы этим государством стала успешная и небольшая Швейцария, то и в этом случае Брюсселю и государствам-членам ЕС было бы не избежать дополнительных хлопот. Впрочем, сама Швейцарская конфедерация туда не торопиться, хотя окружена Евросоюзом буквально со всех сторон.
Что же говорить о гораздо более крупных государствах, имеющих при этом не столь эффективную и стабильную экономику как в Швейцарии? На мой взгляд, ответ очевиден.
В этом смысле я бы рассматривал известные сигналы со стороны Европарламента, а также ряда должностных лиц Евросоюза относительно возможности принятия в его состав сорока пяти миллионной Украины, либо как дань недавней политической моде, либо как способ решения сугубо конъюнктурных и пропагандистских задач самого Европейского союза и его отдельных членов.
При этом я нисколько не сомневаюсь, что в Брюсселе действительно заинтересованы в том, чтобы вокруг его границ находились государства, лояльные Европейскому союзу и готовые всегда поддерживать выгодную ему политику. Именно в этом, на мой взгляд, и состоит главная цель разнообразных партнерств на севере, юге и востоке от ЕС.
Однако быть покладистым соседом это одно, а стать полноправным сохозяином общежития под названием ЕС это совсем другое. Сказанное относится, разумеется, не только к Украине. Турция, например, находится в так называемом «предбаннике» ЕС гораздо дольше и без особых перспектив.
Между тем, если быть предельно откровенными, то нельзя не заметить, что той роли, которую играла Европа в жизни человечества в минувшие века, она в наступившем веке уже не играет. Под грузом собственных проблем Старый Свет не только смещается с главных ролей в мировой экономике и политике, но и не способен более играть роль безусловного примера для подражания для остального человечества.
Еще меньшие возможности у стран ЕС для оказания финансовой поддержки не только вовне, но и внутри Евросоюза. Недаром страны-члены ЕС все более рассчитывают на привлечение заемных средств из таких государств, как Китай и Россия, где накоплены, пожалуй, наибольшие в мире золотовалютные резервы.
Так, по данным на конец прошлого года, золотовалютные запасы России хватило бы почти на 15 месяцев так называемого критического импорта. У 27 стран ЕС менее чем на 2 месяца. Не потому ли в вопросах финансовой кооперации Евросоюз мало вспоминает пресловутую тему «общих ценностей». Да и размещая астрономические инвестиции в Китае, европейские бизнесмены менее всего вспоминают, что в этой стране монопольно правит Коммунистическая партия и европейские взгляды на демократию, мягко говоря, не приветствуются.
Тем временем, центр мировой экономики и политики неумолимо смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Здесь расположены три крупнейших экономики мира (США, Китай, Япония), государства данного региона представляют собой огромный потенциальный рынок, в котором проживает 40% мирового населения и производится более половины ВВП Земли.
Прошедший осенью прошлого года во Владивостоке саммит АТЭС и в конце января текущего года Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ) показали огромные потенциальные возможности сотрудничества в этом макро-регионе мира.
На АТПФ мне довелось возглавлять редакционный комитет, в работе которого приняли участие представители двух десятков стран. Мы на Комитете принимали все документы исходя из принципа консенсуса. Так появилось 14 резолюций по ключевым вопросам современности.
Мы, например, нашли взаимопонимание по таким глобальным вопросам, как укрепление и развитие торгово-экономических связей в рамках АТР, энергетическое сотрудничество, совместное участие в формировании транспортной инфраструктуры, продовольственная безопасность, взаимодействие в развитии науки. Мы даже нашли общий язык по непростым темам Ближневосточного урегулирования и положения на Корейском полуострове.
Добавлю, Россия была инициатором половины из единогласно принятых на форуме документов. Такие разные страны как Канада и Вьетнам, Чили и Республика Корея, Япония и Китай, Австралия и Эквадор проявили очевидное желание к усилению взаимной экономической интеграции.
Скажу честно, о Европейском союзе на этом форуме никто особенно и не вспоминал. Зато о возможностях расширения партнерства с Россией и о перспективах сотрудничества с новым Евразийским экономическим союзом наши иностранные партнеры говорили немало и весьма заинтересовано.
Надо сказать, что трехсторонний таможенный союз Беларуси, Казахстана и Российской Федерации становится все более притягательным для наших зарубежных партнеров. Их привлекает и безбарьерная среда для товаров, услуг и капиталов на огромном пространстве от Балтики до Тихого океана, и то, что на этом пространстве сосредоточено около 40% природных ресурсов нашей планеты, и то, что сегодня это один из наиболее емких рынков мира.
Поскольку новый Евразийский союз формируется с учетом опыта Европейского союза, то здесь еще на ранних стадиях удается избежать ошибок, допущенных при формировании ЕС и реализовать все позитивные наработки наших европейских коллег.
Не случайно идея участия в евразийской интеграции обсуждается далеко за пределами постсоветского пространства.
Так, только что избранный президент Сербии Томислав Николич, прилетев в Москву сразу после президентских выборов, весной прошлого года заявил о желании своей страны обсудить вопрос вступления в Евразийский экономический союз.
Вопросы становления Евразийского экономического союза и перспективы его отношений с Китаем обсуждались в декабре прошлого года во время российско-китайского диалога между руководством партии «Единая Россия» и Коммунистической партии Китая. Итогом переговоров стала встреча в Пекине Б.В.Грызлова и нового генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина, на которой мне довелось присутствовать. Замечу, мы были первыми иностранцами, которых официально принял новый китайский руководитель. Тогда же он объявил, что его первый зарубежный визит в новом качестве будет именно в Москву.
Вопросы евразийской интеграции стоят в повестке дня рабочей группы Комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС, которая намечена между российскими парламентариями и депутатами Европарламента на апрель в Калининграде, а 27 июня мы готовим презентацию этого проекта для наших европейских коллег в Брюсселе. Там, в частности, мы будем говорить о возможностях стратегического партнерства двух наших интеграционных объединений и о перспективах формирования огромного экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, пространства, свободного от разделительных линий.
Может быть, не все знают, что при создании Евразийского союза использован принцип, по которому любая страна-участник может наложить вето на любое решение высшего органа нового Союза. Это полностью исключает возможности принятия решений, выгодных лишь одному участнику. Принимаемые в Евразийском союзе решения соответствуют нормам и правилам ВТО, учитывают регламенты, действующие в ЕС.
Думаю, в Киеве нет необходимости подробно говорить о том, что для многих стран постсоветского пространства участие в евразийском процессе экономической интеграции облегчается не только возможностью буквально говорить на одном языке. Мы все можем пользоваться давно знакомыми кооперационными связями, всем тем потенциалом, который многие десятилетия создавался нашими общими усилиями, включая, разумеется, и усилия жителей Украины.
Можно, конечно долго фантазировать на темы того, что вместо американских или европейских самолетов, Брюссель начнет вдруг закупать украинские машины. Но факты таковы:
• Товарооборот России с Украиной составил в 2011 г. более 50 млрд. долларов. Это почти треть всего объема внешней торговли Украины.
• Доля товарооборота Украины со странами СНГ составляет около 40%, тогда как со странами ЕС – менее 30%, с США – менее 3%.
Хотел бы подчеркнуть, что в структуре украинского экспорта в Россию машины, оборудование и транспортные средства составляют почти 40%. В то время, как удельный вес такой же продукции в импорте из России в четыре раза меньше. То есть наличие российского рынка, очевидно, стимулирует развитие украинской промышленности. Большое значение имеет для Украины и возможность поставок в Россию продукции сельского хозяйства.
Уже достигнутый уровень экономического сотрудничества позволил накопить к началу 2012 г. на украинской земле российских инвестиций более чем на миллиард долларов.
Немалое число граждан Украины имеет возможность работать и зарабатывать на территории Российской Федерации.
Перечисленные возможности могли бы возрасти еще больше, если бы Украина приняла решение более активно включаться в процесс евразийской экономической интеграции.
В этой связи хочу процитировать вам одно место из сборника «Евразийская интеграция в 21-м веке», выпущенного к началу одноименной конференции, прошедшей 3 декабря прошлого года в Санкт-Петербурге:
После вступления в силу Договора о зоне свободной торговли СНГ Минэкономразвития и торговли Украины позволяют ожидать потенциального увеличения объемов торговли Украины со странами СНГ на 35%.
«Более того, авторитетные украинские эксперты уверены, что в случае полноценного действия Договора Украина получит рост ВВП на 2,5%, а бюджет – 9,5 млрд. гривен дополнительного дохода, что составит 3% доходной части бюджета 2012 г. При этом будет создано 166 тыс. дополнительных рабочих мест».
Автор цитируемой статьи – Владимир Юрьевич Ельченко – посол Украины в России.
Другой украинский автор профессор Валерий Иванович Мунтиян опубликовал в том же сборнике статью под красноречивым заголовком «Будущее за Евразийским экономическим союзом». Эту объемную публикацию он завершает такими словами:
«Анализ …подтверждает наличие как экономических резервов, так и политической стабильности, необходимых для организации Евразийского экономического союза и создания площадки для инновационного прорыва».
Добавлю, российские эксперты убеждены, что гораздо большая степень интеграции, которую дает Евразийский экономический союз, обещает украинской экономике и гораздо большие перспективы.
Хочу закончить тем, с чего начал. Россия будет уважать любой выбор Украины, но мы не можем ждать вечно. Жизнь стремительно движется вперед. Евразийский интеграционный процесс развивается и углубляется все более быстрыми темпами. С каждым месяцем вступление в этот процесс наших соседей будет все более сложным. При этом следует избавиться от заблуждения, что Россия, либо иные члены Союза кого-то хотят привести в новое объединение «любой ценой».
Важно понять и то, что те, кто находятся внутри Союза будут заботиться о своих общих, внутренних интересах в первую очередь, а поведение иных стран оценивать, в том числе, и с точки зрения отношений к нашему совместному детищу.
Таким образом, будущее международных отношений Украины находится в ее суверенных руках. Выбор в 2013 г. остается за Киевом.