СИНДРОМ ПРОВИНЦИАЛА
Не скрою, эти авторские заметки навеяла публикация в одной из пермских газет профессора Е. Сапиро. Ему же, в свою очередь, как признает Евгений Саулович, взяться за перо пришлось под воздействием другой публикации. Малоизвестный критик из белорусской периферии назвал родную нам с профессором Пермь «забытым Богом городом в глухой уральской провинции».
Как бы споря с неведомым пермякам брестским критиком, известный уральский ученый и общественно-политический деятель федерального уровня Е. Сапиро справедливо отмечает с десяток фактов, каждый из которых однозначно опровергает обидное определение местечкового сочинителя.
Резюмируя сказанное, наш уважаемый земляк не без основания пишет, что «пока в глазах собственной элиты Пермь выглядит провинциальной и безнадежно отсталой, точно так же к ней относятся и все остальные».
Правда, я бы добавил от себя ко всем этим справедливым словам еще одно замечание. Евгений Саулович, отойдя от больших государственных дел, сегодня живет в Москве и является там одним из руководителей Пермского землячества – крупной и влиятельной организации, объединяющей сотни наших земляков, осевших в Первопрестольной, в полутора тысячах километрах от Западного Урала.
Я ни в коей мере не хотел бы упрекнуть всех этих людей (многих из которых знаю лично, а с кем-то и дружу долгие годы) за то, что они (по разным причинам) сменили малую Родину на столицу огромной страны. Это их выбор, так сложилась судьба, карьера, наконец. Да и сам я с 1978 г. имею временную московскую прописку (постоянная всегда остаётся в Перми). Сначала был аспирантом-очником в столичном правительственном институте, потом 150 месяцев работал вахтовым методом на Охотном ряду депутатом Госдумы, а теперь – сенатором в Совете Федерации.
Как и многие из «отъехавших» земляков, я постоянно возвращаюсь в родное Прикамье не только по долгу службы, но и на выходные, праздники, в отпуск. Здесь практически постоянно проживает моя семья. Здесь мой Дом.
Но факты неоспоримы – профессиональные, предприимчивые, талантливые, пассионарные жители края нередко предпочитают Перми Москву, Питер или заграничные политические, экономические, научные и культурные центры. К счастью, не все.
За последние двадцать пять лет автор этих строк реализовал довольно много разнообразных проектов, чтобы привлечь внимание к Перми и региону далеко за пределами Урала. Еще в конце 1980-х – начале 1990-х годов мне удалось «заманить» в только-только открытый для иностранцев город большую группу японских экспертов и бизнесменов, журналистов из самых влиятельных западных СМИ, послов ряда ключевых держав. Мы с коллегами в средине «лихих» 1990-х годов за свой счет проводили презентацию малой Родины в Токио и Лондоне, Сеуле и Амстердаме, Вене и Брюсселе.
Примерно в те же годы мы с братом Сергеем и несколькими единомышленниками заложили основы того, что известно сегодня как «Пермская ярмарка – деловая марка Урала» (возможно лучший региональный выставочный центр на всем постсоветском пространстве).
Позже, после создания ПИТ-фонда (www.pitfond.ru), появилась возможность организовывать в Перми большие международные форумы с участием депутатов Европарламента, послов из десятков сран мира. Достаточно сказать, что только во время пермской международной интернет-конференции в мае текущего года («Русский язык между Европой и Азией» www.forum-rus.ru) к нам приехало около двухсот гостей из десятков стран мира, а через интернет мы выходили на связь с 65 центрами на всех континентах Земли. Тогда же к нам из Брюсселя приехали последние из рода Пушкиных – Александр и Мария – и посадили дерево у пермского памятника своему великому предку.
Участников и гостей пермской конференции поздравили глава российского государства, спикеры обеих палат федерального парламента, генеральный директор ЮНЕСКО, а из космоса – экипаж МКС! Самое время вспомнить, что все космонавты добираются туда на пермских «Протонах».
По словам руководителя федерального агентства «Россотрдничество» К. Косачева (также посетившего Пермь в те дни), это мероприятие явилось уникальным событием для всего русскоязычного мира.
Сегодня мы с коллегами работаем над грандиозным проектом – первым панъевропейским Фестивальным Марафоном. Он приурочен к 2014 году, объявленному президентом Годом культуры в России. Только два российских города примут непосредственное участие в трансконтинентальном Марафоне – Пермь (место старта 12 июня) и Москва (финиш 23 июня). Остальной маршрут проляжет через Ригу (культурную столицу Европы в 2014 г.), Прагу, Вену, Валетту, Лондон и Лиссабон (www.fmarathon2014.com).
Во время проведения Марафона мы напомним всей Европе, в частности, о том, что пермяки первыми встречают Солнце над Старым Светом. А также о том, что границы современной Европы почертил в 1720 году основатель Перми Василий Татищев, а британский геолог Родерик Мурчисон, работая в нашем городе, ввел в 1841 году в мировую науку понятие Пермский геологический период. Тот самый период, когда сотни миллионов лет назад на нашей планете формировались запасы нефти и газа. Пермь – единственный город мира, в честь которого назван геологический период истории планеты Земля.
Когда мне не так давно довелось общаться с князем Монако Альбертом, то мы говорили о Перми, как родине Сергея Дягилева, который своими балетными сезонами превратил Монте-Карло из глухой европейской провинции в признанный центр мирового туризма.
Именно создание десять лет назад Пермского края стало поводом для внесения первых корректив в текст современной Конституции РФ. Не случайно Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ посетил в октябре 2003 г. президент Владимир Путин. Он, кстати, прилетел в Пермь на самолете с пермскими двигателями.
Помнит Пермь и Барак Обама, осматривавший пермские предприятия еще американским сенатором. Об этом мне рассказывало не только окружение президента США (в России он пока побывал только в трех городах Перми, Москве и Питере). Обама описал свое пребывание в Прикамье в собственной книге.
Короче говоря, я не чувствую себя провинциалом, живя в Перми. Не комплексует по этому поводу и мой брат Сергей – директор одного из лучших международных выставочно-конгрессных центров на пространстве от Калининграда до Владивостока.
Нет провинциального синдрома и у сотрудников нашего пермского ПИТ-фонда, который с 1996 г. успешно работает по всему миру. Не вижу я провинциального уныния и у многих своих знакомых, таких например, как профессор Дмитрий Андрианов, создатель крупной международной корпорации «Прогноз», попечитель пермского классического университета и нашего театра оперы и балета. Все мы просто работаем и у нас пока нет свободного времени на споры с безвестными провинциальными критиками.
И все-таки Евгений Саулович сделал хорошее дело – он заставил таких как мы критически посмотреть на то, чем занимаемся, как и чем помогаем родном городу, краю, своим землякам. Причем, не так важно, откуда – из Перми или Кремля (его комендант – наш земляк), Лондона (где тоже теперь немало пермяков) или Ханоя (наш посол во Вьетнаме – пермяк).
Важно и другое: чтобы те, кто сегодня живет и работает в крае, особенно управляет им, не источали бы вокруг себя (вольно или невольно) флюиды провинциализма.
Запомните, уважаемые дамы и господа, можно не быть провинциалом в самом глухом таежном поселке, а можно оставаться им всю жизнь даже проживая на чердаке у Эйфелевой башни.
Андрей Климов,
коренной пермяк,
член Совета Федерации,
председатель правления российского Европейского клуба
Лиссабон, западная окраина Европы