РОССИЯ И «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Недавно встретил знакомого, которому помог когда-то сделать политическую карьеру. Он пришел на мою депутатскую встречу с гражданами и когда перешли к вопросам буквально обрушил на меня целый вал обвинений. Создавалось впечатление, что главной целью бывшего протеже было не найти истину, не получить ответ депутата, а максимально испортить впечатление обо мне перед аудиторией. Когда люди разошлись «друг» как ни в чем не бывало, улыбнулся и изрек: «Андрей, ты хороший парень. Но зачем вступил в «Единую Россию»? Беги оттуда пока не поздно!».
В начале 1990-х годов автор этих строк уже был депутатом, но упорно уклонялся от членства в каких-либо партиях. Не спешил я и с вступлением в «партию власти». Членский билет «Единой России» получил лишь в 2007 г. Состою на учете в местном отделении партии в Свердловском районе г. Перми (где и прописан практически всю свою жизнь). Особых партийных должностей в руководстве «ЕР» не занимаю. В рамках комиссии по международным делам помогаю председателю «моего» думского комитета Константину Косачеву налаживать связи с другими партиями за пределами России. Вхожу во фракцию «Единая Россия» в Госдуме. Это для сведения. Теперь, по сути.
Мы уже двадцать лет мучительно строим политическую систему, которая, с одной стороны, была бы адекватна российской реальности и традиции, а, с другой, учитывала бы мировой передовой опыт. Причем делать это следовало так, чтобы избежать излишних потрясений, не развалить страну. Особую роль здесь должны бы играть политические партии. Однако в нашем Отечестве опыта жизни в условиях многопартийности не было.
В Британии, Франции или США те же консервативные партии имеют более чем столетний опыт политической борьбы в условиях западной демократической модели. И то не могу сказать, что там все обстоит идеально. Более того, многие зарубежные эксперты предрекают смерть политических партий, на смену которым уже, якобы, идут «институты гражданского общества» и Интернет. Так, события на севере Африки показали, как при помощи виртуального пространства можно всколыхнуть на борьбу с диктаторами миллионы людей и провести государственный переворот без помощи «партийной машины». Правда одно дело перевороты и революции, другое – эффективное управление повседневными делами города, региона, страны. Здесь НПО и социальные сети вряд ли обеспечат успех.
Иными словами, без партий на обозримую перспективу цивилизованному государству не обойтись. Тогда возникает другой вопрос - каких партий и сколько нужно России? Думаю, не следует заранее заводить себя в прокрустово ложе схоластических схем и академических теорий. Жизнь покажет. В Америке с 19-го века обходятся двумя правящими партиями, в Великобритании функционирует похожая система. В большинстве стран ЕС преобладают системы с 5-6 партиями.
Не так давно в нашей стране партий было великое множество (включая «Партию любителей пива»). Не могу сказать, что тогда, в средине «лихих девяностых» жизнь россиян была лучше, чем теперь, когда партий осталось менее десятка. Скорее наоборот: разгул бандитов, массовая безработица, гиперинфляция, перебои с пенсиями, постоянная угроза гражданской войны и распада государства сопровождали тогдашнюю мультипартийность.
Я не был сторонником ускоренного формирования многопартийной системы и перехода к голосованию исключительно по партийному принципу. Но победила иная точка зрения. Причем именно эту точку зрения разделили к 2007 г. ВСЕ тогдашние политические партии. Особенно отстаивали такой подход коммунисты, ЛДПР и правые силы. Ведь прежние системы, которые опирались на депутатов одномандатников, не приносили им почти никаких политических дивидендов. Уверен, если бы прежняя система сохранилась, то у «Единой России» было бы гораздо больше мест в российском, региональном и местных парламентах. Но мы сознательно пошли на уступку оппонентам, чтобы граждане могли иметь больший выбор.
Теперь о самой «Единой России». Она формировалась путем объединения четырех политических сил, которые соответствовали в третьей Государственной думе (1999 – 2003) четырем депутатским объединениям: «Единству», «Отечеству», «Народному депутату» и «Регионам России». Я тогда входил как раз в последнюю из названных групп, которой руководил Олег Морозов.
Дорога к слиянию этих политических групп была терниста. Многие из моих бывших товарищей по «Регионам России» предпочли перейти в иные партии или вообще отойти от политики. Похожие процессы были и в других группах. Постепенно «Единая Россия» формировала свои низовые организации по всей нашей огромной стране. А это очень не просто – подобрать людей и наладить работу на пространстве от Калининграда до Владивостока. Партия стала многочисленной – более миллиона членов. С одной стороны, это был плюс, с другой – управление большими организациями сопряжено с немалыми проблемами. Кроме того, в партии такого типа всегда проникают разного рода «попутчики» и просто не вполне порядочные люди. Они же, нередко, стремятся занять там теплые места, чтобы позже решать с помощью партии собственные вопросы.
О подобных проблемах знают, разумеется, и рядовые члены «Единой России» и ее руководство. Но, ни у кого нет волшебной палочки, способной вмиг решить все проблемы. Трансформация нашей партии шла все эти годы. Мы работали отнюдь не в тепличных условиях. Нередко приходилось вести работу методом «проб и ошибок». Часто мы стояли перед выбором: принять «приятное» для партии или полезное для страны решение. Выбирали второе. При этом нередко теряли в собственном рейтинге.
Теперь об идеологии. Коммунисты предлагают России возвращение в ту страну, которую они же развалили. Применение на практике теории Ленина – Сталина закончилось гигантским отставанием от ведущих держав мира, включая тех, кто как Финляндия были до 1917 г. провинцией царской империи. «Правые» силы, бездумно копируя Запад и обожествляя либеральный рынок, едва не угробили Россию в 1990-е годы. Жириновский, Явлинский и Миронов создали партии «одного лидера». Нет лидера – нет партии. Есть еще малочисленные радикалы. Но если применить на практике то, что они задумали наша страна будет обречена на многолетнюю кровавую гражданскую войну. На этом фоне то, что предлагает «Единая России» - умеренный правый консерватизм – представляется мне наиболее перспективной идеологической платформой для последовательных преобразований нашей страны, формирования здесь благополучного государства, безопасного и комфортного для его граждан.
Но все требует времени. Коммунисты экспериментировали в России семьдесят лет, правые – более десятилетия. «Единая Россия» выиграла выборы единым списком в декабре 2007 г. Потом был мировой экономический кризис 2008 – 2010 гг. Тем не менее, мы не допустили развала экономики и подтвердили наши обязательства выполнить программу развития страны до 2020 гг.
Тем, кто несет реальную политическую ответственность всегда труднее, чем тем, кто только критикует и жалуется. Я сам выбрал для себя политический путь, который предполагает ответственность за слова и дела. Также поступили многие мои друзья и коллеги, которые работают в парламентской фракции «Единой России» (О.Морозов, К. Косачев, А. Чилингаров, А.Карелин, И.Кобзон и др.). Что же мне теперь, бежать от своих друзей и коллег? Отказываться от решений, принятых с моим участием, прятаться за спины других, искать политического убежища у своих оппонентов? Но дело не только в личном понимании чести и достоинства. Дело еще и в том, что на сегодняшний день и в ближайшем будущем кроме «Единой России» нет ни одной реальной политической организации, способной обеспечивать профессиональное и ответственное управление нашим государством в переходный период жизни России.
Да, рейтинг «Единой России» сегодня не так высок, как хотелось бы. Но он выше рейтингов существующих ныне партий вместе взятых. Да, на местном уровне появляется больше представителей иных политических сил. Но так и должно быть при многопартийности. Да, с каждым годом требования перед «ЕР» будут возрастать. Но это нормальное условие для эффективного развития страны. Наконец, сама «Единая Россия» должна постоянно совершенствоваться. И пока этот процесс будет идти, у нас есть надежда на лучшее будущее как для самой «Единой России», так и для всей нашей Родины.
"