ПРИЗРАКИ НА «ПИЛОРАМЕ»
Почти полтора века назад за столиком веселого бельгийского ресторанчика «Хромая утка» два молодых человека оживленно сочиняли манифест, который начинался словами «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма».
Я вспомнил об этом эпизоде из жизни Карла Маркса и Фридриха Энгельса 30 июля 2011 г. на международном форуме «Пилорама», который традиционно проводится во всемирно известном музее «Пермь-36» на территории бывшего советского лагеря для «инакомыслящих».
Было не по-летнему холодно, моросил мелкий противный дождь. Между бывших бараков бывшей зоны, вдоль высоких деревянных заборов и заграждений из колючей проволоки по мокрым тропкам бродили сотни молодых, главным образом, людей. Кто-то влезал на смотровую вышку и шутливо целился оттуда в своих приятелей, весело снимающих подобные «приколы» для каких-нибудь фэйс-буков. Кто-то безуспешно искал на просторах экс-лагеря общественный туалет, а кто-то внимательно следил за дискуссиями в больших шатрах-времянках.
Как раз в одном из них я, по любезному приглашению организаторов форума, участвовал в двух такого рода обсуждениях. Речь шла о том, как изменилась Европа и мы сами после краха СССР. Актуальность теме добавляла не только и не столько круглая дата – 20 лет с момента распада Советского Союза, сколько приближающиеся российские выборы парламента и президента страны.
За одним столом со мной свои позиции излагали обычные для пермской «Пилорамы» гости – правозащитники (в том числе сидевшие когда-то в застенках «Перми-36») и иностранные эксперты. Автор этих строк явно выпадал из подобного строя выступающих – как-никак представитель правящей партии «Единая Россия», действующий депутат Госдумы, ранее не сидевший, а наоборот имеющий правительственные награды и от СССР, и от Российской Федерации. Но зато свой, пермский парень.
Не буду подробно живописать всю трехчасовую дискуссию. Скажу лишь в двух словах, о чем говорил сам, отвечая на вопросы ведущего – В. Тольца, советского политэмигранта, жителя ЕС и ветерана американского «Радио Свобода».
Для начала я вспомнил, как ловил по ночам запрещенные в СССР радиоголоса «из-за бугра», как мечтал о Европе без разделительных линий, как ликовал, когда в день моего рождения 9 ноября 1989 года рухнула Берлинская стена. Правда, потом все пошло как-то не так. Бывшие страны соцлагеря начали быстро вступать в НАТО и ЕС, вводить визовые режимы в отношениях с нами и вскоре Шенгенская визовая «стена» вновь разделила Европу на «чистых» и «нечистых».
Напомнил и о том, что российское руководство постоянно предлагает отменить визовые ограничения; о том, что сам я предложил коллегам в Европарламенте пускать без виз друг к другу тех, кто родился уже после окончания «холодной войны» (то есть, начиная с 1989 г.р.). В ответ же мы получаем невнятные ответы от брюссельской бюрократии и их коллег из многих стран ЕС.
Еще не мог не сказать, что в СССР было гораздо больше стабильности для простых граждан и не было столь явного имущественного расслоения между соотечественниками, но было очень много негативного, что и привело, в конечном счете, к распаду Советской империи. При этом, назад нам уже не вернуться ни при каких обстоятельствах, если конечно кто-нибудь не изобретет машину времени.
Среди прочего сказал я и такое: «Слава Богу, что в 1990-е годы на крутом повороте истории моя страна смогла избежать еще одной кровавой гражданской войны!»
Вот здесь-то и услышал я для себя что-то совершенно новенькое. Нет, это были не дежурные тезисы моих многолетних оппонентов из числа отечественных «борцов с существующим режимом» и их либеральных заморских друзей. Нет, это были голоса из зала. Голоса молодых людей в футболках с коммунистической символикой. Страшная суть безапелляционных реплик, произнесенных бодрыми голосами, сводилась к следующему:
- А чего нам бояться гражданской войны? Вон в иных землях такие войны велись десятилетиями, и только они могут очистить наше государство и общество от той скверны, которая есть сегодня!
Мой дед Степан Николаевич в далеком 1918 г. едва увел свою будущую жену и мою бабушку Елену Николаевну со двора духовной семинарии, чем спас ее от расстрела в числе заложников той далекой и страшной гражданской войны. Они не были политиками, просто жили в Перми, когда случилась революция, и народ огромной империи разделился на враждебные фронты братоубийственной бойни. Именно тогда в Перми был подло убит брат последнего русского царя Михаил Романов, а местный епископ Андроник закопан живьем обезумившими от вседозволенности бандитами.
Ужасы гражданской войны на пермской земле известны всему миру благодаря роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Но у нас это страшное народное самоубийство принимало еще далеко не самые зверские и масштабные свойства.
Да, гражданские войны были не только в России и некоторые из них тянулись десятилетиями. В мире и сегодня немало таких мест. Именно сейчас полыхает огонь гражданских войн от Северной Африки до Афганистана и в этом огне ежедневно принимают мучительную смерть десятки и сотни ни в чем не повинных людей.
Но гражданская война в стране, обладающей ядерным оружием и иными средствами массового истребления людей, означает только одно – конец всей человеческой цивилизации. И предлагать подобный сценарий может либо безумец, либо безответственный провокатор.
Как раз накануне пермского форума мировые СМИ разнесли весть о диком убийстве в добропорядочной и демократичной Норвегии, где некий породистый скандинав Андерс Брейвик за день убил почти сто человек, руководствуясь маниакальными идеями повернуть европейскую историю и очиститься от некой скверны.
Любое общество, увы, несовершенно, особенно такое, как молодое российское общество, пережившее на памяти нашего поколения крутой поворот от коммунистического диктата к дикому капиталистическому рынку. Да у нас огромное количество старых и новых проблем. Но решать их при помощи маузера и шашки столь же безумно, как совершенствовать нацию по гитлеровским рецептам при помощи газовых камер и печей крематория.
Призраки, явившиеся на останках советского лагеря для политзаключенных в образе неких младобольшевиков, еще раз напоминают всем нам о бдительности и хрупкости того мира, который есть сегодня. Возможно, это хрупкий социальный мир и есть одно из главных наших достижений. Ведь мы реально, каких-то 15-20 лет назад опять были на грани гражданской войны, войны чреватой концом всеобщей Истории.
На этом фоне особенно гадко выглядят опасные выходки части отечественных политиков, бизнесменов и прислуживающих им политтехнологов. Ради личного тщеславия или банальной корысти они грубо стравливают людей, играют на самых низменных чувствах толпы, раскалывают наше молодое общество там, где сегодня как никогда необходимо взаимопонимание и поддержка.
Так что опасны не только сами призраки, но и то (те), что (кто) возрождает их в 21-м веке.
"