Подземное пространство Перми
Много лет подряд пермские гиды подчеркивают, что краевая столица по занимаемой площади уступает лишь двум российским городам – Москве и Питеру. Только вот живет нас, пермяков на этих обширных землях в несколько раз меньше.
И, казалось бы, всем уже ясно, что развиваться вширь наш город не в состоянии: безмерно удлиняются коммуникации, людям все труднее передвигаться из одной части Перми в другую, а центр города находится до некоторых его окраин на расстоянии равном ширине иных европейских государств.
Лет пятнадцать назад Пермь начала заметный рост вверх. Процесс этот носил весьма хаотичный характер. Высотки возникали то в историческом центре, искажая с детства знакомые контуры старой Перми, то взмывали башнями неказистых новостроек у самой городской черты.
Правда, ни до легендарной Вавилонской башни, ни даже до небоскребов «каменных трущоб» Запада или грациозных домов-исполинов Востока пермские многоэтажки не дотягивали. Доморощенные карликовые небоскребы оказывались технически и архитектурно слабее своих иноземных собратьев и, по-моему, лишь усугубляли многие городские проблемы.
От спонтанной застройки разномастными объектами в Перми чудом уцелела лишь городская эспланада между зданием Заксобрания и драматическим театром «Театр». Ее вышеупомянутые гиды любят сравнивать с парижскими Елисейскими полями… Если сличать относительно квадратных метров, то сравнение, соглашусь, вполне уместное.
Прежние руководители, которые отважились побороться за титул культурной столицы Европы, лет восемь искали для Перми лучших в мире архитекторов и заказывали городской мастер-план в местах, где Петр Великий проникался образами будущей Северной столицы Российской империи. Тем временем наш город стремительно наполнялся автотранспортом, в его центре стали проводить все больше разнообразных фестивалей, закрывались вокзалы, предприятия (оставляя в городском ландшафте брошенные заводские цеха) и открывались гигантские ангары-супермаркеты.
Сами же горожане, ставшие больше путешествовать, с удивлением отмечали, что лишь на одной из московских улиц подземных переходов в несколько раз больше чем во всей миллионной Перми. Мои уважаемые земляки узнали, что есть города и даже небольшие поселения, где общественные туалеты повсеместно находятся в «пешей доступности», а машины можно ставить на обширных общественных парковках под землей.
Наконец мы подошли и к осознанию того, что покуда в Перми мечтали о необыкновенном аэропорте, уникальном зоопарке и «креативном» здании для художественной галереи, жители других крупных городов научились размещать многие общественные объекты под землей. Эти объекты не только не нарушали привычных городских пейзажей, но и были очень удобны, например, зимой или в дождливую погоду.
натоки глубокомысленно возразят автору, у нас де «в земле находится много коммуникаций».
Отвечу встречным вопросом: а где их было мало? В Москве? В Брюсселе?
В Париже, например вы не заметите в историческом центре проводов – все подобные сети где-то под землей. Зато практически под Триумфальной аркой, в подземных переходах сеть магазинов, кафе, есть боулинг. У нас же на улицах и площадях повсюду проводка болтается вперемешку с рекламными «растяжками» и за этот хаос, похоже, никто не отвечает.
Подведем краткий итог. Перми без малого триста лет. Все эти годы мы росли вширь и вверх. Не пора ли подумать о том, чтобы, по крайней мере, начать планомерно осваивать подземное пространство. Причем для этого не обязательно иметь собственное метро. Все необходимые технологии для цивилизованного «движения вглубь» давно изобретены и опробованы. Да, это процесс не дешевый, но недаром сказано – скупой платит дважды.
Уверен, уже сегодня пора сделать первый шаг – выявить те места центральной части Перми (между Камой и Комсомольской площадью, вокзалом Пермь-II и Мотовилихой), где в принципе возможно и целесообразно было бы приступить в обозримом будущем к освоению подземных горизонтов Перми. Заодно стоит проверить, готова ли к подобному вертикальному развитию городская нормативная база. Без этого архитектурное будущее нашего краевого центра будет неполноценным.
Андрей КЛИМОВ,
потомственный житель Перми