Пекинское собрание
После 19-го съезда КПК Китай решил заявить о себе как о центре глобальных инициатив партийно-политического характера. Во всяком случае, инициированный лично председателем Си Цзиньпином «Диалог высокого уровня КПК с политическими партиями мира» стал первым в истории человечества партсобранием. Международному отделу ЦК КПК удалось собрать 31 ноября – 2 декабря в Пекине высокопоставленных представителей более двухсот политических партий и организаций из более чем 120 стран. Причем в отличие, например, от того, что делал в прошлом веке Международный отдел ЦК КПСС, в китайской столице были не только партии марксистского толка. Туда прибыли и видные республиканцы из США, и руководители Африканского национального конгресса, и итальянские демократы, и ливанские умеренные исламисты. К слову, из Москвы в Пекин прилетели сразу три делегации от ведущих отечественных партий.
Мало кто из участников форума сомневался, что Поднебесная делает заявку на создание площадки для всемирного партсобрания. Именно на ее трибуне китайский лидер выступил со вступительной речью и лично объяснил не только итоги минувшего съезда КПК, основные положения плана социально-экономического развития Поднебесной, но и сформулировал китайские подходы к сфере международных отношений.
По понятным причинам глава КНР избегал острых углов, однако весьма отчетливо подчеркнул, что, во‑первых, сам Китай никому своего опыта не навязывает, но всегда готов им поделиться, а во‑вторых, что Пекин выступал и будет выступать против того, чтобы кто‑либо посторонний без спроса пытался учить китайцев («имеющих многотысячелетний опыт развития» и «демонстрирующий выдающиеся успехи» сегодня).
Вслед за товарищем Си данный тезис раскрывали применительно к своим странам в той или иной форме еще многие выступающие со всех континентов, и никто публично им не возражал. Причем главным источником угроз вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств некоторые участники форума публично называли США. Им, кстати, тоже никто так и не возразил (сами американцы скромно отмолчались).
Автору этих строк также довелось участвовать в публичной дискуссии на глобальном пекинском партсобрании. Разумеется, будучи председателем сенаторской комиссии по предотвращению вмешательства во внутренние дела России, ваш покорный слуга просто не имел права не поделиться нашим опытом на данный счет. А поделиться было чем, поскольку в отличие от немалого числа стран (включая хозяйку глобального партфорума) мы в России защищаем суверенитет своей державы в условиях многопартийности, конкурентных выборов, свободы СМИ и Интернет, при конституционном запрете цензуры и государственной идеологии. Более того, мы не собираемся отказываться от всех тех прав и свобод, которые обрел российский народ после распада СССР, и действуем при строгом соблюдении Устава ООН.
Судя по реакции, наш подход явно заинтересовал большинство слушателей, включая самих китайцев. При этом никто не выступил с публичными возражениями, хотя, уверен, в иных обстоятельствах мы бы уже слушали злобные выпады представителей той же Прибалтики или США. К слову, украинских коллег в Пекин никто не пригласил, что само по себе говорит о многом.
В итоге, выпущенный от имени участников всемирного партийно-политического форума документ содержал такие слова: «Взаимное уважение подразумевает, что страны должны уважать суверенитет друг друга, независимость, территориальную целостность, уважать выбор пути развития и ценности каждого, невзирая на разницу социальных систем, идеологии и культурных традиций, и содействовать сотрудничеству между странами…» (п.6 Декларации).
Если принять во внимание, что к похожим выводам пришло подавляющее большинство участников недавней петербургской Ассамблеи Межпарламентского союза, то можно с уверенностью сказать, что Москва, в отличие от Вашингтона и его ближайших приспешников, в 21-м веке стоит на правильной стороне истории. Более того, в вопросе предотвращения вмешательства извне во внутренние дела других на основе общепринятых международных норм и в условиях подлинного народовластия мы находимся в числе явных лидеров.
В заключение еще один вывод: закрепленная в Конституции РФ многопартийность не должна противоречить активному и эффективному развитию российских международных межпартийных контактов, благо, по ключевым вопросам внешней политики парламентские партии современной России выступают с близких позиций.