ПАРТИЙНАЯ ДИПЛОМАТИЯ: воспоминание о будущем
Начался год очередных федеральных выборов. Партии разворачивают борьбу за голоса. В центре дискуссий - внутренние проблемы России. Но вот только в условиях глобализации и усиления конкуренции с Западом дела домашние теперь прямо зависят от успехов внешних.
Еще лет двести назад международные отношения были уделом лишь глав государств, правительств и профессиональных дипломатов. Но с конца 19-го века, с усилением роли национальных парламентов (особенно после появления в 1889 г. Межпарламентского союза), стала формироваться невиданная ранее парламентская дипломатия. Тогда же образовывались политические партии и их международные союзы. Среди первых в 1864 г. возникло Международное товарищество трудящихся (Первый Интернационал), связанное с именем К. Маркса. От него потом отпочковались Коминтерн В. Ленина и Социалистический интернационал, существующий поныне.
Правоцентристские партии Европы объединились попозже. Так, Европейская народная партия, которая объединяет правоцентристов Европы и имеет свою фракцию в Европейском парламенте, где контролирует большинство голосов, возникла уже к концу 20-го века вместе с ЕС. Во втором десятилетии 21-го века в Старом Свете стал формироваться альянс национально ориентированных партий и движений, выступающих против углубления европейской интеграции в ущерб суверенным интересам стран-членов ЕС. Также после 2000 г. веско заявили о себе межпартийные союзы Азии (ICAPP), Латинской Америки (COPPРAL), Африканский союз политических партий (САРР).
Для нашей страны межпартийное сотрудничество не что-то новое, экзотическое. Как бы ни относиться к КПСС (которую многие теперь не без оснований подвергают жесткой критике), работа Международного отдела ЦК КПСС обеспечивала реальное влияние СССР в десятках стран мира.
Когда-то по линии комсомола автор этих строк был вовлечен в международные молодежные связи. Задолго до горбачевской перестройки я имел возможность общения со своими сверстниками из многих государств мира, сам побывал тогда не только в странах социализма, но и в таких экзотических для советского человека местах, как Индия и Пакистан, Греция и Кипр, Нидерланды и Великобритания. При этом содержательная составляющая наших международных встреч прорабатывалась, в конечном счете, по линии партийной дипломатии и курировалась структурами КПСС.
Могу сказать, что контакты и навыки, приобретенные мной тогда, до сих пор выручают в трудную минуту. Ведь немалое число тех, с кем мы знакомились в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века, теперь заняли места в правительствах и парламентах многих государств мира. С некоторыми из них я, например, знаком более четверти века. Кстати, далеко не все из старых знакомых остались на прежних идеологических позициях. Некоторые изменили свои взгляды (по, крайней мере, публично) на 180°! Но и мы уже воспринимаем жизнь не так, как это было во времена правления Л. Брежнева, Ю. Андропова или М. Горбачева.
Между тем, опыт международной работы КПСС взяли на вооружение и эффективно используют правящие партии Китая и Кубы, Вьетнама и ЮАР, других государств (причем, не только социалистических). Партийная дипломатия там поставлена на широкую ногу. Например, на Международный отдел ЦК КПК работает несколько тысяч сотрудников по всему земному шару. Мы подобным похвастаться не можем.
В новой России от партийной монополии отказались и правильно сделали. Любая монополия рано или поздно может привести к застою и деградации. Политический монополизм привел, в конечном счете, к распаду СССР. Однако стоит ли отказываться на этом основании вообще от всего, что было наработано предшественниками?
Недавно по поручению «Единой России» я оказался в одной из крупных стран третьего мира. Учитывая партийный статус, принимающая сторона организовала наши переговоры на уровне руководства правящей партии этого важного для России государства. Вскоре оказалось, что ни российский посол, ни кто-либо иной из Москвы за минувшие четверть века не встречался здесь в подобном формате.
Именно с помощью партийной дипломатии мы тогда смогли усилить российские позиции не только в том крупном государстве, но и во всем макро-регионе (где наши партнеры по партийному диалогу до сих пор пользуется особым авторитетом). За четыре года работы членом Президиума Генсовета ЕР подобных примеров у меня накопилось множество.
Вот еще один поучительный эпизод. В 2000 г. в Азии был образована Международная конференция азиатских политических партий (ICAPP), которая объединяет ныне более сотни парламентских партий стран Азии. По инициативе моего предшественника в Президиуме Генсовета – К. Косачева - «Единая Россия» вошла в члены этого перспективного партийного объединения крупнейшей части света. Мы даже получили для ЕР место в постоянном комитете ICAPP (органе политического управления), что позволило облегчить подход к созданию по инициативе ЕР новых двух партийных форматов: СНГ и БРИКС.
В практическом плане наша работа оказалось особо востребованной в момент, когда Запад решил организовать политическую изоляцию России. Дело было в марте 2014 г. в Женеве, во время очередной ассамблеи Межпарламентского союза. После государственного переворота в Киеве и всего за несколько дней перед референдумом о возвращении Республики Крым в состав Российской Федерации, делегации Украины и Канады внесли предложение рассмотреть на МПС в качестве внеочередной жесткую антироссийскую резолюцию. Они хотели заручиться поддержкой представителей подавляющего большинства парламентов мира. Провокационный и вредный для России проект изобиловал голословными обвинениями и клеветой.
В те дни мало кто из российских дипломатов, да и членов нашей небольшой парламентской делегации верил, что удастся заблокировать рассмотрение враждебного решения. Напомню, в мировых СМИ тогда был апофеоз антироссийской истерии, а украинские путчисты представлялись Западом исключительно «белыми и пушистыми».
Уверен, что если бы мы в этих экстремальных условиях пошли по традиционному пути, рассчитывая только на классическую дипломатию, наши оппоненты утвердили бы на главной парламентской площадке мира свой антироссийский пасквиль. Именно тогда впервые на деле проявил себя новый партийный формат взаимодействия стран БРИКС и наших партнеров по ICAPP, COPPРAL, САРР.
Всего за одну ночь с воскресения на понедельник удалось наладить необходимую координацию между нашими партийными союзниками (они же делегаты МПС). Те, в свою очередь, подтянули собственных партнеров. В итоге за антироссийское предложение высказалось менее ¼ из полутора тысяч делегатов, представлявших более 120 стран мира. То есть так или иначе, но нас поддержали делегации, представляющие 6 миллиардов землян! Причем без всякой предварительной дипломатической подготовки.
Позже, в марте 2016 г., в африканской Лусаке аналогичный подход позволил включить в повестку дня одной из последующих ассамблей МПС важнейший вопрос, предложенный Россией: «О роли парламентов в предотвращении вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств» (см. также статью «Корень зла» - АК).
Современный мир развивается очень динамично. Даже в старушке Европе ощущается сильнейшая политическая турбулентность. Еще недавно мало кто в Старом Свете сомневался в успехе курса на углубление европейской интеграции под флагом ЕС. Теперь евроскептиков становится все больше и больше.
Мы в «Единой России» не просто следим издалека за этими тектоническими сдвигами. Нас все чаще приглашают новые европейские партии и движения, набирающие силу на фоне идейного краха брюссельской бюрократии.
В ответ западные пропагандисты завопили о том, что это якобы русские взрастили евроскептиков в странах ЕС. Но в отличие от бывшего СССР и нынешних лидеров США, НАТО, ЕС, новая Россия не вмешивается во внутренние дела суверенных государств и не занимается экспортом идеологий и революций. Однако мы не вправе делать вид, что не замечаем те политические силы, за которые сегодня голосуют десятки миллионов граждан Евросоюза. Между прочим, эти новые силы открыто выступают за сотрудничество с нашей страной, против антироссийских санкций и однополярного мира.
С этими набирающими силу движениями нам есть что обсуждать: борьбу с международным терроризмом, миграционный кризис, возможность новых равноправных отношений в Большой Европе от Атлантики до Тихого океана. Мы, кстати, готовы к конструктивному взаимодействию со всеми парламентскими партиями. Однако если некоторые из них демонстративно «воротят нос», говорят свысока, в оскорбительной форме, без спроса вмешиваются во внутренние дела самой России, то напрашиваться на диалог с подобными структурами мы не собираемся.
Находя все новых партнеров в Европе, «Единая Россия» продолжает укреплять отношения на восточном направлении. Это соответствует курсу страны на восстановление разумного баланса между партнерами с Запада и Востока. Так, в декабре 2015 г., во время визита в Пекин председателя Высшего Совета ЕР Б. Грызлова было достигнуто согласие с КПК об обеспечении партийной поддержки сопряжения проектов нового Шелкового пути из Китая в Европу и евразийской экономической интеграции на просторах СНГ.
С правящей Либерально-демократической партией Японии в феврале с.г. решили организовать в рамках «Евразийского диалога» и ЛДПЯ постоянно действующую дискуссионную площадку по стратегическим вопросам двустороннего сотрудничества (см. статью «Япония-2.0» – АК). Напомню, с ЛДПЯ у ЕР соглашение о сотрудничестве было подписано еще в 2004 г., а сегодня лидер японской правящей партии С. Абэ - председатель в «Большой семерке» и стремится всеми силами урегулировать конфликт между Россией и Западом.
Активизация наших партийно-политических позиций в Азии заметна и по характеру действий первых лиц государства. Так, президент В. Путин не раз лично направлял обращения участникам партийных форумов ЕР и КПК, председатель правительства и глава ЕР Д. Медведев приветствовал съезды наших партий-партнеров, неоднократно лично участвовал в межпартийных переговорах в странах АСЕАН. Подобную же практику мы теперь начинаем распространять на страны Африки и Латинской Америки.
Еще одна немаловажная тема – конфликт на Украине и вокруг нее. Те, кто следят за внешней политикой, знают, что значительную роль в поисках компромиссов между Москвой, Берлином, Парижем и Киевом (Нормандский формат) играют переговоры минской контактной группы. С февраля представлять Россию на этой знаковой площадке украинского урегулирования В. Путин доверил Б. Грызлову, многолетнему постоянному члену Совета безопасности РФ и бессменному председателю Высшего совета «Единой России».
Разумеется, партийный формат в этих важнейших для мира переговорах играет вспомогательную роль. Однако именно сделанные ранее наработки в рамках межпарламентских и межпартийных связей помогают повышать эффективность поиска в Минске разумных решений и движению вперед в правильном направлении.
Приведенные примеры - лишь малая часть того, что уже сделано и делается. Причем, партийная дипломатия в отличие от традиционной и парламентской не требует бюджетных средств. Источником ее финансирования являются средства самих партий и их членов. Работаем мы в этом формате не за зарплату, а за идею. При этом даже если часть расходов по поездкам берет на себя партийная касса, то каждый из нас платит еще и налог государству с суммы своих командировочных расходов. Так что те, кто воспринимает подобную работу как «политический туризм», мягко говоря, заблуждаются.
Мы в Российской Федерации только-только начинаем осваивать огромный потенциал партийной дипломатии. Именно она дает возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами, противостоять идеологическим атакам на нашу Родину из зарубежья. Партийный формат позволяет укреплять российские позиции там, где иные методы не столь эффективны, а подчас и невозможны, лучше представлять реальное положение дел у наших соседей и более далеких партнеров, взаимодействовать с соотечественниками, активизировать то, что принято называть народной дипломатией. В конечном счете, делать нашу страну сильнее и успешнее.
Андрей КЛИМОВ
Советник Председателя Высшего совета ЕР
11 апреля 2016