Очередные задачи прикамской власти
Выборы 2011 г. с очевидностью показали, что в Пермском крае региональная власть теряет доверие граждан. Это подтверждается в частности тем, что за «партию власти» с которой в последнее десятилетие ассоциируют «Единую Россию» отдают значительно меньше голосов, чем раньше, чем в среднем по стране и по многим соседним с Прикамьем регионам. Причем проявлялась эта тенденция как на федеральных выборах (в Госдуму), так на региональных (в ЗС края) и местных выборах (Пермская городская дума, другие представительные органы МСУ, выборы глав МСУ).
О данной тенденции говорят почти все социологи. Так, согласно экспресс - результатам опроса жителей края, поведенного в канун думских и региональных выборов в августе 2011 г. на вопрос «Доверяете ли вы губернатору О. А. Чиркунову?» положительно ответила лишь 11% респондентов. При этом недоверие действующему губернатору оказала почти половина (46%) опрошенных жителей Прикамья (опрос проводился агентством СВОИ). Социологам можно и не верить, но за краевой список депутатов в Заксобрание, который возглавил сам губернатор и два его беспартийных номинанта, после двух месяцев отчаянной агитации 4 декабря проголосовало 385398 человек или 18,2 % избирателей Пермского края.
Впрочем, региональная власть сама понимает, что ее действия, говоря академическим языком, не вполне электоральные. Так, Олег Чиркунов заявил на заседании Общественной палаты региона в конце января 2012 г., что «не удалось сделать так, чтоб те дела, которые мы считали важными и значимыми для края, стали общественным достоянием».
Подобная ситуация (независимо от того, кто является главой региона) порождает целый ряд реальных и серьезных рисков, а эффективное управление территорией в современных условиях без надежной общественной поддержки практически нереально.
Конечно, нигде и никогда не было (и не будет) такого, чтобы ВСЕ без исключения идеи и действия властей (даже правильные с формальной точки зрения или по их существу) оценивались позитивно всем обществом. Но без «золотой средины» здесь не обойтись. Тем более, что оптимальные, продуманные и тщательно подготовленные решения находят, как правило, поддержку большинства граждан.
Новейшая история Отчества знала немало примеров того, как наш народ добровольно избирал путь, который сулил не только победы и удовольствия, понимая необходимость тех или иных непростых властных решений.
Речь, разумеется, не идет о «проблемах» пресловутых «красных человечков», «скульптуры» которых волей единиц были бесцеремонно внедрены в публичное пространство сотен тысяч пермяков. Речь о решениях, без которых нельзя успешно реформировать экономику и социальную сферу Прикамья.
Здесь мы сталкиваемся, на мой взгляд, с самым главным вопросом – о цели власти. Убежден, целью любой публичной власти в России в 21-м веке не может быть ни абстрактная экономия бюджетных средств, ни попытка увеличить доходы бюджета «любой ценой», ни обеспечение интересов отдельных узких групп населении, ни продвижение некой «главной» идеологии. Наша Конституция позволяет описать эту цель достаточно точно: защита прав и свобод человека, благополучие и процветание России, исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями.
Вот, собственно, почему необходимо существенно изменить стиль и методы управления Пермским краем. Причем, задача состоит не в том, чтобы любой ценой вернуть доверие граждан к власти, а в том, чтобы проводить политику, направленную на рост благополучия этих граждан, на процветание края. Тогда рост доверия населения станет естественным следствием такой политики.
О чем речь? В крае до сих пор остается немалый потенциал для социально-экономического развития, который значительно превышает средний по стране. Однако показатели благосостояния жителей Прикамья, оказываются нередко ниже краевых возможностей.
Так, с 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации составляет 4611 рублей в месяц. Есть регионы, где решением тамошних властей к общероссийской цифре приплюсована местная добавка (иногда существенная) и от того минимальная зарплата там заметно выше. Пермского края среди этих субъектов Федерации, увы, нет. Хотя регион мы не бедный. Даже символической прибавкой местные начальники граждан не удостоили. Таким образом, краевая власть нужного примера заботы о людях труда работодателям не выказала.
Особого разговора заслуживает бюджетная политика. Плохо, если за сухими строчками доходной и расходной части краевого финансового плана начальство не видит и не слышит реальных людей. Несправедливо по отношению к налогоплательщикам принимать профицитные бюджеты (они означают, что власть залезает в карман предприятиям и гражданам без реально сформулированной цели – конкретной расходной позиции). Бессовестно месяцами накапливать бюджетные доходы на банковских депозитах, когда есть очевидная потребность увеличить компенсации ветеранам по расходам на ЖКХ или, допустим, поднять фонд оплаты труда в детских садах. Безнравственно привлекать сотни миллионов внебюджетных средств, полученных от спонсоров на кичливые пиршества под видом фестивалей и форумов. Преступно наживаться государственным служащим на «кривых» схемах финансирования избирательных кампаний или «пилить» казенные деньги «осваивая» очередную затратную статью бюджета.
Так называемая оптимизация бюджетных учреждений, вызывающая серьезные нарекания в сферах краевого здравоохранения, образования и культуры продолжает насаждаться, несмотря на кричащие проблемы, которые ей сопутствуют. Между тем, подобные реформы обычно требуют в процессе их реализации существенных корректировок и большой разъяснительной работы. В конце концов, объектами и субъектами подобных реформ являются живые люди, а не роботы или виртуальные души.
Пермский край давно требует продуманной промышленной политики. Что бы нам ни говорили сегодня о постмодернизме и виртуализации, Западный Урал был, есть и в обозримом будущем останется неотъемлемой частью индустриального сердца России. Отсюда поворачиваться спиной к нуждам производственных предприятий края, не обращать внимания на запросы технической интеллигенции, высокомерно относится к нуждам рабочих и служащих пермских заводов и фабрик - значит совершать непростительные ошибки.
Небезопасна политика стравливания региональных элит. Не менее опасно (для долгосрочного и устойчивого развития региона) тотальное отстранение от власти людей, имеющих собственное мнение и окружать первых лиц лишь теми, кто способен на услужливое поддакивание. Одна из задач губернатора, его администрации должна заключаться в гармонизации этих интересов, в консолидации элит, ради решения общих задач, направленных на рост благосостояния жителей.
В крае есть вопросы и более прикладного значения. Например, на фоне постоянных разговоров о развитии культуры и ее несомненного значения для прогресса, положение Пермской художественной галереи и здания оперного театра (общепризнанных столпов краевой культуры) становиться угрожающе бедственным. Пермский аэропорт - главные воздушные ворота края, долгие годы находится в постыдном состоянии, не отвечает давно возросшим требованиям времени и масштабам деловой и общественной активности. Нет в крае и собственного современного конгресс – центра, важнейшего атрибута деловой инфраструктуры. Причем, все это происходит, несмотря на амбиции стать культурной столицей Европы.
Есть немало острых вопросов развития Пермской агломерации. Много слов о ее особой роли, а общественных туалетов и подземных переходов в столице Прикамья практически нет. Набережная вдоль красавицы Камы больше напоминает заброшенную мусорную свалку, чем центр притяжения городской жизни. Вместо новых парков и скверов любой клочок земли достается корыстным инвесторам и продуцирует все новые транспортные и социальные проблемы.
На этом фоне приходится завидовать москвичам, которым В. Путин недавно предложил разбить у кремлевских стен новый парк, а не возводить там очередной офисный центр и усугублять инфраструктурные проблемы центра российской столицы.
В печальном состоянии пребывает пермская региональная политика. Гипертрофированное развитие самой Перми идет в ущерб многим другим территориям. Подход к социально-экономическим программам проблемных муниципалитетов слабо учитывает их специфику. Сельские районы продолжают долгие годы пребывать на практике в разряде «второсортных» территорий края. Коми-Пермяцкий округ, несмотря на провозглашенный в 2004 г. особый статус, редко оказывается в зоне пристального внимания краевой власти. Дело окружного развития, похоже, пущено на самотек.
В крае давно ждут решения и другие вопросы, искать ответы на которые мешают, вероятно, новоявленные прожекты, искусственно привнесенные на пермскую землю заезжими «консультантами».
Разумеется, для преодоления имеющихся проблем, возвращения доверия граждан и перехода к ситуации, при которой уровень благосостояния большинства жителей края будет соответствовать нашему немалому потенциалу, нужны не дни, не месяцы, а годы. К сожалению, время для масштабных преобразований в Прикамье, когда страна наша развивалась устойчиво (2004 – 2008 гг.) было, на мой взгляд, бестолково упущено. Многое, увы, придется начинать с чистого листа. При этом остается угроза, что вторая волна глобального экономического кризиса может задеть в 2012 –2014 гг. как Россию вообще, так и Западный Урал, в частности. Однако сказанное отнюдь не повод сидеть, сложа руки и молча ждать Чуда.
Но людям важны не только материальные блага в виде бюджетных выплат или новых социальных объектов. Им важно отношение руководителей, возможность живого контакта с ними, ощущение того, что начальники это не временщики, которые работают на Западном Урале вахтовым методом. Нельзя общаться с гражданами на уровне региона только через СМИ или Интернет. Плохо, когда чиновники реагируют только на окрик собственных начальников, а уважают и ценят лишь собственное мнение. Как показали мои личные встречи с избирателями, именно такой стиль работы отдельных высокопоставленных чиновников Прикамья оскорбляет людей, порой, более всего.
На мой взгляд, нынешние власти Прикамья должны либо коренным образом перестроить свою деятельность на благо большинства жителей края, либо освободить место для тех, кто будет готов работать по-новому. Короче говоря, время делать дело, а не обижаться на критику или путем дорогостоящего пиара тешить персональные властные амбиции.
P.S. Автор писал эти заметки за месяц до президентских выборов в России. Мне было бы искренне жаль, если справедливые упреки жителей края относительно особенностей местной жизни переадресуют Владимиру Путину. Он тут не причем. Более того Владимир Владимирович, на мой взгляд, сделал многое для реализации конкретных общественно полезных проектов в Пермском крае (с его прямой помощью был достроен, например, в Перми новый автомобильный мост через Каму). Думаю, что случае победы В.Путина на президентских выборах многие из поднятых в этой публикации вопросов регионального значения будут решаться в правильном направлении.
А. Климов, депутат Госдумы России,
доктор экономических наук.