ГлавнаяСтатьи › МАЯКИ ПАМЯТИ

МАЯКИ ПАМЯТИ

Говорят: «зачем вспоминать о годах войны
или трудностях лихих девяностых,
к чему все эти памятники…
Надо жить настоящим и будущим».

Но никто и не призывает ЖИТЬ прошлым.
А вот УРОКИ из истории нашей извлекать
надо и помнить о них необходимо.

* * *

Когда-то автор написал книгу-обзор социально-экономической жизни Западного Урала за 1917 – 1987 гг. В главе «И в тылу ковалась Победа» содержалось немало данных о том, как пермяки обеспечивали нужды фронта, принимали эвакуированных, лечили раненых. При этом в Прикамье работали школы, университет, театры, велись научные исследования, создавались подлинные произведения искусства. Все мои родственники, кроме тех, кто ушел на фронт, жили и работали на пермской земле. Поэтому знаю о том времени не только из советских официальных документов. Что же касается лихих 1990-х, то к моменту краха СССР мне было 36. В общем попытаюсь сравнить оба эти периода.

22 июня 1941 г. на нас напал внешний враг - орды нацистов и их пособников. Тяжелейшие, кровавые бои шли даже на подступах к Москве. С декабря 1941 до мая 1945 наши воины гнали непрошенных гостей до их берлинского логова. А вот в декабре 1991 г. на СССР формально никто не напал, Холодную войну Москва и Вашингтон закончили в 1989 г. Только официальный Вашингтон почему-то однозначно расценил распад Советского Союза как победу Соединенных Штатов «над русскими».

Вот что писал по этому поводу посол США в Москве (1987–1991 гг.) Джек Мэтлок: «Мы выиграли «холодную войну» и можем делать , что хотим. Русским просто придется привыкать к тому, что они больше не великая держава, мы можем не обращать внимания на их мнение». И они делали именно то, что хотели. По экспертным оценкам цена потерь земли русской в ходе западной экономической оккупации 1990-х составила по меньшей мере триллион долларов. Отечественная промышленность пришла в упадок, улицы городов заполнили миллионы безработных, многие, чтобы выжить продавали все, что только могли. Трудовые накопления и пенсии обесценились, госказна опустела, а страна погрязла в многомиллиардных долларовых долгах. Цены росли на 50-120% в год. Уголовники возомнили себя хозяевами жизни. Моральные устои рушились, росло число самоубийств, множилась смертность от алкоголя, наркотиков, заказных и бытовых убийств. Наша Родина едва не распалась на десяток удельных княжеств. Этому, к слову, явно способствовала иностранная пропаганда и работа внутри страны тех, кого западные «победители» назначили здесь своими ставленниками. Такие понятия как честность, патриотизм и героизм вытеснялись златолюбием, вседозволенностью и т.п. «ценностями». Лозунг «Каждый за себя!» не предполагал ни доблести, ни чести. Коллективизм и духовность предавали забвению. Социально-экономические последствия того безвременья Российской Федерации удалось преодолеть лишь к 2007 г.

Самое время сравнить подобное с периодом Великой Отечественной. В 1941-1945 гг. полмиллиона мужчин нашего края ушли на фронт, многие добровольно. Мой отец школьником сбежал из уральского тыла на фронтовую Балтику. Даже на литерных оборонных заводах мужчин осталось менее трети. Женщины заменяли шахтеров, 2,5 тыс. женщин и девушек стали трактористами и комбайнерами, повсеместно трудились подростки 15-17 лет, а рабочий день длился по 11 часов. В итоге наши отцы и деды, матери и бабушки смогли, объединив усилия, за четыре тяжелейших года построить в крае 44 новых предприятия. Уже в 1942 г. выпуск вооружений в Прикамье вырос в 5 раз, производительность труда по ведущим изделиям промышленности за военные годы выросла в 2,5 раза! В ее основе повышение уровня рационализаторства и изобретательства. Одновременно строилось новое жилье, объекты культуры, а производство потребительских товаров возросло в 4,5 раза. Свыше 5,3 тысяч земляков удостоились правительственных наград. Согласитесь, есть разница в поведении общества на крутых поворотах Истории и в конкретных ответах на вызовы современности!

26 февраля с.г. мы в Совете Федерации одобрили закон, который увековечивает подвиг тружеников тыла и устанавливает правовые основы присвоения городам России почетного звания "Город трудовой доблести". Надеюсь, это звание вскоре получит и Пермь. А пока хочу акцентировать ваше внимание на ключевое здесь слово – ДОБЛЕСТЬ. Под ним, напомню, великий знаток русского языка Владимир Даль понимал «высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высшую добродетель». Без этого свойства и человеческого, и общенародного невозможно достойно справиться с любыми современными вызовами.

Разумеется, проблемы дня сегодняшнего хотя и сложны, но ни в какое сравнение не идут с испытаниями военных времен. Тем не менее доблестный труд врачей, волонтеров, тех, кто рискуя здоровьем и, порой, жизнью смог противостоять коронавирусной угрозе, показывает, что наши традиционные ценности возрождаются. В отличие от 1990-х, мы от нового глобального и опасного вызова не опустили руки. Прикамью удалось лучше многих бороться с опасной инфекцией. Уверен, Пермский край будет также среди тех, кто достойно преодолеет последствия нового кризиса, и в этом нам пригодятся важные уроки не такой уж далекой истории.

* * *

Для того же, чтобы не сбиться с пути на крутых поворотах Истории, всем нам необходимы и духовные маяки. Среди них такие маяки народной памяти как монументы и обелиски, установленные в честь тех, кто ратной и трудовой доблестью демонстрирует своим потомкам как надо беречь и укреплять свое Отечество, которое и есть наш общий с вами дом на все времена. Не случайно города трудовой доблести России получат право установить у себя особые стелы. Надеюсь, среди них будет и родная мне Пермь.

Андрей КЛИМОВ
22 июня 2020, г. Пермь

Статьи

ТЯО ТЯО
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ
ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
Все статьи

Хроника

КРУГЛАЯ ДАТА 9 ноября сенатор А. Климов отметил свою "круглую дату" - 70-летие со дня рождения.
ЖЕНЕВСКАЯ НЕДЕЛЯ С 13 по 18 октября в Женеве проходила 149 ассамблея старейшей из существующих в мире международных
ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО! Август прошёл свой временной экватор, однако для сенатора А. Климова заканчивающееся лето вновь не с
Вся хроника