ЭТО НАДО ЖИВЫМ!
Мои иностранные коллеги, бывая в России, нет-нет да и заметят, как бы между прочим: ну что вы, русские, все время вспоминаете о стародавней войне, зачем эти танки на постаментах, военные парады, теперь вот «Бессмертный полк». Многие из задающих подобные вопросы родились в странах, землю которой битвы Второй Мировой миновали. Для таких война - это что-то из голливудских кино-мифов. Им неведомо, что такое для народа потерять за 1418 дней и ночей десятки миллионов своих сыновей и дочерей.
Но даже те, кто приехал из стран, затронутых лихолетьем 1939 – 1945 года, предпочитают не акцентировать на ней внимания. Причины разные: для Германии и ее союзников по Второй Мировой наш Праздник - суровое напоминание о разгроме их армий и флотов, о Нюрнбергском трибунале и неотвратимом наказании миллионов, исполнявших преступные приказы гитлеровской банды (в т.ч. их дедов и отцов). Для других (как бы не старались нынешние пропагандисты) это фантомная память о поражении от нацистского Вермахта, плене, работе на фашистских оккупантов.
Наконец, есть и те, кто предпочитает в новой «демократической» семье стран НАТО или ЕС отгонять от себя подальше неполиткорректные воспоминания о не всегда безупречном прошлом их нынешних союзников. Не случайно все эти люди вольно или невольно стремятся по своему трактовать историю самой большой и кровопролитной войны человечества, замалчивать ее подлинных героев-победителей и на деле оправдывать коллаборантов – пособников фашистов и прочих милитаристов.
У нас тоже история войны, ставшей для народов СССР Великой Отечественной, имеет самые разные страницы. Но в отличие, пожалуй, от большинства человечества мы – наследники Победы над фашистской чумой 20 века имеем все основания хранить эту память не только для себя, нашего народа, но и мира в целом. Это не только наше право, но и, уверен, священная ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ обязанность.
Не знаю, думал ли так выпускник Литературного института Роберт Рождественский, принимаясь в 1960 г. за поэтический «Реквием». Он посвятил его памяти «отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах», а значит и своему отцу, погибшему в 1945 г. И моему деду Дмитрию, и дяде Николаю – сражавшимся на фронтах от Европы до Тихого океана. И моему отцу, ставшему юнгой Балтийского флота, вошедшему в Кёнигсберг и вышедшему уже из Калининграда.
В год написания «Реквиема» еще не были возрождены военные парады 9 мая (сам этот день стал нерабочим лишь в 1965 г.), а до идеи шествия «Бессмертного полка» оставалось свыше полувека. Но уже тогда молодой поэт и сын фронтовика сформулировал главный смысл сохранения памяти о тех огненных днях и павших за Великую Победу над смертельным врагом рода людского:
«Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим….
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!»
Десятилетия спустя, именуя героев Великой Отечественной, говорят уже не столько об отцах и старших братьях, сколько о дедах и прадедах. Уходят от нас, увы, последние живые свидетели первого 9 мая - победного праздника «со слезами на глазах». Именно поэтому надо сделать так, чтобы вечный огонь у святых для нас обелисков и монументов не угас никогда, ибо без общей памяти о Великой Победе 1945 года невозможно будет сохранить наш многонациональный народ и Отечество, добиться подлинной свободы и процветания будущих поколений граждан России.