ДЕПУТАТ – НЕ ЧИНОВНИК
Депутатов всех уровней власти объединяет одно – они избраны для того, чтобы ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН. Не случайно и Госдума страны, и законодательные собрания регионов, и земские собрания районов или городские думы – это, прежде всего, ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ органы власти. Да у них разная компетенция. Одни принимают федеральные законы, другие – законы субъектов Федерации, третьи – нормативные акты местного значения. Здесь у каждого органа представительной власти своя компетенция, которая прямо вытекает из Конституции. Тем не менее, каждый из названных органов независимо от формальных компетенций является коллективным представителем граждан страны, их интересов.
Именно поэтому любой представительный орган может (а при необходимости – обязан) принимать коллегиальные решения, связанные с самыми актуальными и важными вопросами жизни людей. Даже если вопросы эти формально должны решаться в иных органах. Разумеется, подобного рода решения не всегда могут иметь прямые правовые последствия. Но депутаты – не чиновники по сути своей. Эта иная ветвь власти. Важнейшая роль депутатов заключается в отражении воли народа, их избравшего по ВСЕМ вопросам, а также в том, чтобы законными методами добиваться решения насущных проблем соответствующими лицами и организациями (от глав поселений до президента, от бизнесменов до иностранных государств).
Именно поэтому, например, Госдума России периодически обращается с официальными заявлениями в адрес президента и правительства страны, к депутатам других стран. Именно с этой целью законодательные собрания регионов наделены правом законодательной инициативы, т.е. они вправе участвовать в создании и обсуждении федеральных законов, именно с этой целью в России существует механизм депутатских и парламентских запросов и расследований. А для того, чтобы депутаты лучше чувствовали современную ситуацию, они обязан не только вести личный прием, проводить пресс-конференции, но и постоянно проводить встречи с различными группами населения на закрепленных за ними территориях. Живое общения никакой интернет не заменит!
Когда я был депутатом Пермского областного Совета народных депутатов (1990-1993) мы с коллегами активно участвовали в решении не только сугубо «пермских» вопросов. Напомню, в тот период мы активно действовали именно как представительный орган власти, чтобы не допустить распада страны и гражданской войны в России. Позже, в составе Законодательного собрания Пермского края первого и второго созывов (1994-99) мы активно участвовали в дискуссии об основах российского федерализма. Именно тогда пермские областные депутаты буквально принудили президента России Б.Ельцина подписать в 1996 г. трехсторонний договор (Федерация – Пермская область – Коми-Пермяцкий округ).
Если народ уверен, что его представители на всех уровнях власти ведут себя не как бюрократы, а как реальные глашатаи народа, выразители его бед и чаяний, то общество гарантировано от бунтов, революций, переворотов, равно как и от опасностей застоя. Именно тогда растет доверие к депутатам, а представительные органы власти всех уровней наиболее эффективно выполняют свои важнейшие государственные функции.
В последнее время стало модным то и дело взывать к «гражданскому обществу», искусственно плодить разнообразные «неправительственные» структуры, советы, клубы, палаты и т.п. При этом слышны аргументы, что подобные меры, мол, позволят избегать бюрократических решений, ставит власть под контроль обществу и т.д. Все бы ничего, но нередко такие решения призваны подменить законно избранные представительные органы их суррогатами, созданными непрозрачным образом. То есть вместо оздоровления парламентской демократии предлагается нечто иное. На мой взгляд, это ошибочный путь.
Гражданское общество, некоммерческие организации в цивилизованном демократическом государстве нельзя противопоставлять веками проверенному способу представления воли людей через избранных ими депутатов.
В условиях укрепления политических партий роль представительных органов сохраняется, но приобретает несколько иные формы, чем в эпоху существования преимущественно «независимых» депутатов. Разница состоит в том, что для депутатов - членов одной фракции возрастает роль и значение внутрипартийной дискуссии на стадии выработки общих решений. А в самих представительных органах власти дискуссия происходит уже между фракциями и депутатскими группами. В любом случае решения должны приниматься публично, после высказывания всех аргументов «за» и «против».
Мне могут возразить: в принципе правильно, но далеко не все готовы следовать подобным принципам. Не спорю. Но это не повод опускать руки и мириться с тем, чтобы представительные органы превращались в политические декорации для чиновников и лоббистов.