ЧТО ТАКОЕ НЕОКОЛОНИАЛИЗМ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ
Подзабытое с 1980-х годов слово “неоколониализм” звучит всё чаще и, думаю, скоро будет одним из самых востребованных терминов на международной арене. Тому есть несколько серьёзных причин, имеющих прямое отношение к нашему Отечеству, проводимой РФ СВО и будущему глобальному мироустройству.
Сам термин “новый колониализм” или “неоколониализм” начал появляться на пороге 1960х годов. Он был связан с ускорением распада западной колониальной системы, сложившейся за предшествующие два-три века экспансии стран Западной Европы в Африке, Азии, Океании и Латинской Америке. Причём завоевания “цивилизованных европейцев” стоили жизни десяткам миллионов аборигенов. В одной только Северной Америке пришельцы из Британии, Франции, Голландии, Германии и некоторых других земель Старого Света истребили как минимум 15 млн. индейцев. На их место из европейских колоний в Африке белые хозяева завезли примерно 17 млн. чернокожих рабов.
В самой Африке к началу 20 в. (за исключением Эфиопии) все земли (8/9 этого континента) были распределены между Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Португалией и Францией. Причём передел земель африканцев (без их согласия) базировался на итогах Берлинской международной конференции вышеназванных колонизаторов 1884 г.
После окончания Второй мировой войны западноевропейские империи обессилили, а разгромивший европейских нацистов Советский Союз начал активно помогать народам “третьего мира” освобождаться от колониального ига. В результате с 1960 г. процесс получения юридической независимости принял лавинообразный характер. Правда одновременно американский империализм начал процесс закабаления как ослабевшей в войне 1939-1945 годов Западной Европы, так и её бывших колоний. Но при этом юридически покоряемые янки территории сохраняли формальный суверенитет и членство в ООН. Похожим образом действовали другие англосаксы, а также французы и иные потомственные колонизаторы.
Кстати под нажимом СССР в конце 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила “Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам”. А к средине 1960-х годов термин “неоколониализм” закрепился окончательно.
Вот что говорил в ту пору кубинский борец с американским империализмом Че Гевара: “Пока империализм существует, он, по определению, будет стремиться к господству над другими странами. Это-то господство и называется неоколониализмом”. Кстати, в том же году вышла знаковая работа первого президента республики Ганы К. Нкрумы “Неоколониализм, последняя стадия империализма”.
Тема неоколониализма звучала и на Всемирном конгрессе миролюбивых сил за международную безопасность и разоружение, национальную независимость, сотрудничество и мир, состоявшемся в Москве 50 лет назад, в октябре 1973 г.
Однако, прошедшие с тех пор десятилетия не искоренили пагубное колониальное наследие. До сих пор наследники колонизаторов и работорговцев, выражаясь словами главного дипломата Евросоюза, испанца Ж. Борреля полагают сам ЕС “садом” в окружении “джунглей”, которые он и ему подобные “садовники” вправе стричь по своему усмотрению. К слову, говорил это еэсовский чиновник в конце прошлого года на открытии Европейской дипломатической академии! Судя по такому определению, мы, жители России, - тоже “джунгли” для западных “садовников”.
В Вашингтоне же пошли ещё дальше, присвоив Соединённым Штатам исключительные права на управление всем миром (включая ЕС).
При этом многие средства порабощения трансформировались. Захватнические войны и неприкрытый геноцид аборигенов начали дополнять иные формы и методы. Наряду с военно-политическими способами закабаления американцы и их младшие партнеры из G-7 всё активнее применяли финансово-кредитные механизмы, навязывание другим народам чуждых им культурных, религиозных и образовательных установок и т.д.
С распадом Советского Союза его наследница Российская Федерация на только не могла поддерживать прежнее антиколониальное движение, а сама едва не стала в 1990-е одной из американских колоний.
Лишь спустя два десятка лет мы постепенно начали осознавать, что ведомый Вашингтоном мир нам не только не партнер, но недруг, стремящийся лишь к разграблению российских национальных богатств и устранению нашей державы с мировой арены. Попытки объяснить США и их подручным из стран “Большой семёрки” (G7), что так дело не пойдёт, мир не может более быть однополярным, провашингтонским, а российские интересы следует учитывать всем, предпринимаемые Москвой с 2007 по 2021 годы, к успеху не привели.
В ответ западные элиты по приказу “вашингтонского обкома” развязали с нами тотальную гибридную войну, в том числе с применением многонациональных вооруженных сил на украинском театре военных действий.
Однако многое пошло не так, как планировали в Госдепе, ЦРУ и Пентагоне. Антироссийский блицкриг провалился. Зато государства Азии, Африки и Латинской Америки осознали, что российский народ борется не только за свои национальные интересы, но во многом даёт бой всей неоколониальной системе американского империализма. Из Москвы же на самом высоком уровне уже прозвучали слова о необходимости и неизбежности противодействия современным неоколониальным практикам.
Встревожившись не на шутку, Госдеп США предпринял попытку силами своих наймитов развязать борьбу за так называемую “деколонизацию” самой России, которая за тысячу лет своей истории не имела заморских колоний, а многонациональный российский народ до сих пор демонстрирует человечеству уникальный опыт совместного развития огромного многонационального, многоконфессионального государства.
Одновременно в Конгрессе США спешно пишут новые законы, в т.ч. о сдерживании России в Африке. А Белый дом призывает Пекин, Дели, другие столицы подлинно независимых мировых держав оставить Россию один на один со своей агрессивной неоколониальной стаей и даже войти в её состав на правах младших партнеров США. Но недавний визит товарища Си Цзиньпина в Кремль, африканский парламентский форум в Москве, твёрдая позиция Индии, Бразилии, ЮАР, десятков других стран (с населением более 2/3 от мирового) срывают такого рода антироссийские планы.
Более того, стремление возродить массовое антиколониальное движение в мире лишь нарастает и вскоре может принять гораздо более организованные формы.
Что же необходимо сделать? Коротко говоря - твёрдо встать на основополагающие принципы Устава ООН, а не на зыбкое болото американского “порядка, основанного на правилах” (написанных в самом Вашингтоне без учета мнения всех остальных землян). На практике это означает:
- Мирное сосуществование государств с различными политическими системами.
- Суверенное равенство всех государств при соблюдении принципа невмешательства извне в их сугубо внутренние дела.
- Неделимость международной безопасности, когда безопасность одних не может обеспечиваться за счёт других.
- Взаимное уважение и равноправное, взаимовыгодное сотрудничество без противоправных санкций.
Есть и более прикладные задачи:
- Избавление от глобальной монополии неоколониальных валют (доллара и евро) и иных финансовых инструментов G7.
- Устранение глобального информационного доминирования западных СМИ и социальных сетей.
- Снятие преград для честной технологической конкуренции, включая современные цифровые технологии.
- Обеспечение подлинной энергетической, продовольственной, экологической безопасности для всех без исключения стран-членов ООН.
- Устранение искусственных барьеров для равноправного сотрудничества в гуманитарной сфере, включая вопросы развития науки, образования и культуры и т.д.
Указанное в свою очередь невозможно без подлинной консолидации мирового большинства, в авангарде которого находится Россия в союзе с её стратегическими партнерами.
Думать, что всё сказанное произойдёт само собой - наивно. Полагать, что нам заниматься этим пока не время - неосмотрительно. Рассчитывать, что процесс деколонизации человечества будет быстрым и лёгким - неразумно. Надеяться, что Вашингтон и прочие неоколонизаторы откажутся от яростного сопротивления - преступно. Однако шансы на Победу у нас есть и они гораздо выше, чем были до февраля 2022 г.