АМЕРИКАНСКАЯ ПИРАМИДА
Самое многочисленное изображение пирамиды в мире имеет зеленый оттенок и увенчано глазом, пристально смотрящим на тебя из центра сияющего нимба. Да, это один из легендарных символов наиболее ходовой валюты второй половины 20-го – начала 21 веков – американского доллара. Не буду гадать о подлинном смысле размещенной на этой же зеленой бумажке надписи «В БОГА МЫ ВЕРУЕМ», за которую некоторые готовы отдать едва ли не все, что имеют.
Конечно, в век цифровых технологий бумажный доллар не столь популярен, как в прошлые десятилетия. Однако от этого его притягательность сильно не страдает. Доллар США по-прежнему самая востребованная валюта мира. Во всяком случае, мировые золотовалютные резервы в среднем состоят на 3/5 именно из долларовых активов. И хотя в мире 21-го века активно циркулируют еще несколько мировых валют (евро стран ЕС, японская йена, китайский юань, британский фунт, швейцарский франк) на 2021 г. почти 44% международных расчетов реализуется именно в долларах.
Между тем любой серьезный специалист знает, что уже полвека обеспеченность американской валюты вызывает все больше и больше вопросов. Ее золотое обеспечение завершилось 5 августа 1971 г. Зато государственный долг США к началу 2022 г. превысил $29 трлн. и растет в текущем январе со скоростью около $2млн. в минуту. То есть, пока вы дочитаете этот текст, Соединенные Штаты задолжают миру еще $ 6 млн.
Может быть, гарантией универсальной мировой валюты является ВВП США – самый большой валовый внутренний продукт мира (не считая ВВП КНР, который уже практически равен американскому)? Действительно, у Соединенных Штатов до сих пор под юрисдикцией около ¼ мирового ВВП. В абсолютных цифрах это около $23 трлн. Не мало, но меньше, чем сумма уже имеющегося у американцев долга на $6 трлн. Если же копнуть чуть глубже, то окажется, что ВВП США на 4/5 состоит из услуг, а в них львиную долю имеют как раз услуги финансово-юридического характера. По сути, это величина скорее метафизическая, чем материальная, воздух, одним словом, точнее, набор красочных финансовых пузырей.
По большому счету все это сильно напоминает банальную финансовую пирамиду. Вам на словах гарантируют высокий доход и ликвидность, а на деле обеспечивают все это привлечением новых и новых заемных средств (их собирают по всему миру через покупателей американских долговых бумаг и сохранение общей долларовой массы).
Но почему же от доллара так трудно отказаться даже странам, которые имеют собственные международно признанные валюты? Во-первых, те, кто уже обладает сотнями миллиардов долларов, особенно тех, кто держит их в долговых расписках американского казначейства, просто боятся потерять уже вложенное, потерять безвозвратно. Во-вторых, к доллару привыкли и на бытовом уровне, и на уровне транснациональных компаний. Именно с его циркуляцией связаны сотни тысяч финансовых схем, за которыми стоят миллионы людей в двух сотнях стран. Ничего аналогичного в мире по масштабам и апробированности пока нет. Есть и иные причины, но среди них я бы выделил ту, что является главным гарантом стабильности долларовой пирамиды для Вашингтона – глобальное американское военное присутствие.
Оно необходимо США не для «обеспечения демократии в мире». Не демократию же обеспечивают войска США с ядерным оружием, например, в ФРГ. Они там стоят с окончания Второй мировой и уходить не собирались даже после распада СССР и роспуска Варшавского договора, когда о военной мощи России никто и не думал, а до нынешнего украинского кризиса было еще четверть века.
Военные США на постоянной основе и с оружием в руках чувствуют себя как дома также в Канаде и Великобритании, Италии и Японии, Республике Корея и в богатейших арабских монархиях. Общее количество зарубежных военных баз США давно превышает шесть сотен, и они в прямом смысле слова охватывают весь мир. Сегодня гораздо легче перечислить страны, где нет прямого военного присутствия Соединенных Штатов, что само по себе беспрецедентно в мировой истории.
Не менее мощная и еще более густая сеть американских специальных служб. Они, как хорошо известно, не стесняются подглядывать и подслушивать даже руководителей стран ближайших партнеров по НАТО. Агенты влияния США проникли во все более-менее значимые финансово-экономические центры. Кроме того, свыше 2/3 медиаресурсов планеты (включая сетевые издания) и трансконтинентальные цифровые платформы, находясь в американской юрисдикции, также активно используются в обеспечении живучести глобальной финансовой пирамиды «Made in USA».
Наконец, еще один фактор, далеко не последний. Обитателям Земли с 1945 г. круглосуточно внушают, что «Великая Америка» - это единственный островок безопасности в неспокойном мире. Здесь нет и якобы не может быть революций, государственных переворотов. США не грозит иностранное вторжение (не Кубе же, Мексике или Канаде оккупировать Вашингтон?!). При этом сами США активно поддерживают и нередко стимулируют нестабильность на всех континентах. В нашей сенаторской комиссии по защите госсуверенитета примеров на сей счет хоть отбавляй. Таким образом, финансовые ресурсы буквально выдавливаются из их национальных гаваней в сторону американских инвестиционно-кредитных и расчетных инструментов. Тем самым идет мощнейшая подпитка все возрастающего долга Соединенных Штатов, а следовательно, поддерживается и жизнеспособность заокеанской долларовой пирамиды.
Между тем с каждым новым поколением американских правителей снижаются их профессиональные свойства и утрачивается чувство реальности. Принимая и поддерживая за счет долларовой монополии одномоментно порядка 10 тысяч санкций в отношении иностранных государств, организаций, предприятий и физических лиц, США, не желая того сами, максимально дискредитируют доллар в качестве универсальной и, главное, самой надежной мировой валюты.
Наоборот, все, что идет через доллар, немедленно оказывается в зоне стратегической нестабильности. Это уже ощутили на себе многие страны и корпорации, долларовые резервы которых оказались заблокированы произвольными административными решениями американских чиновников. При этом, особо отмечу, арестованные чужие авуары также продолжают поддерживать долларовую пирамиду.
Не случайно, выступая 26 января в Москве по вопросам внешнеполитической политики России, глава МИД РФ С. Лавров подчеркнул: «Мы стремимся… сокращать зависимость от доллара, и американцы нам в этом активно помогают, потому, что делают все, чтобы подорвать доверие к этой валюте и сделать ее рискованной для международных расчетов вообще – не только для Российской Федерации, но и любой другой страны мира».
Кстати, упомянутая комиссия Совета Федерации, которую автор имеет честь возглавлять более 4 лет, еще в 2017 г. настаивала на скорейшем и максимально полном отказе от долларовой зависимости, в т.ч. на существенном сокращении в национальных резервах доли американских казенных расписок. В итоге, если в 2017 г. их доля превышала 43% от российских госрезервов, то к началу 2022 г. снизилась до 16%. Возросла роль национальных валют в наших взаиморасчетах со странами ЕС (зона евро), СНГ, БРИКС, ШОС. При этом доля российско-американского товарооборота составляет для РФ в годовом выражении менее $30 млрд., или около 5%. Объем прямых американских инвестиций в Россию к 2022 г. составлял менее 1/4. Общий объем внешнего долга РФ в канун пандемии оценивался примерно в 0,5 трлн. (в долларовом исчислении), из которого 55% приходилось на частный сектор. По отношению к ВВП РФ общая величина внешнего долга не превышает 1/3. При этом международные резервы России превышают весь объем существующей внешней задолженности. Для сравнения, долг США давно превысил объем их ВВП.
На этом фоне угроза президента Д. Байдена «лишить Россию долларов» выглядит менее грозно, чем могла бы лет пять назад. Однако сотни тысяч биржевых игроков и миллионы обычных граждан живут не в этой системе координат, а на основании ежеминутных новостей и бытовых, микроэкономических воззрений. Вот и прыгает рублевый курс, например, при каждом упоминании событий на и вокруг Украины. Между тем, что бы там не произошло, 1/3 природных ресурсов мира по-прежнему остается в отечественных недрах, мы остаемся не только постоянным членом СБ ООН, но и ракетно-ядерной сверхдержавой, равной в этом отношении США. Свыше 150 стран мира с населением более 5 млрд. чел. и совместным ВВП, втрое превышающим ВВП США, не собираются ссориться с Москвой из-за той же Украины. Более того, снижение курса рубля с учетом нашего внешнеторгового баланса неизменно означает рост доходной части российского бюджета (растут рублевые доходы наших экспортеров и их отчисления в бюджеты всех уровней)…
Да, проблем в России хватает. Да, в заморских антироссийских «санкциях» хорошего мало (разве что они стимулируют нас к импортозамещению). Да, действия США создают определенные неудобства, в т.ч. бытовые, но экзистенциальной угрозы нет и быть не может. Если даже небольшие, лишенные особых ресурсов страны (вроде КНДР и Кубы), десятилетиями живут в условии тотальной американской блокады, то наша держава имеет и будет иметь всё необходимое для обеспечения и надежной безопасности своих граждан, и для устойчивого развития нашей экономики, и для решения ключевых социальных проблем. Помешать нам может не дефицит долларов, а политическая нестабильность. Именно ее созданием занимаются владельцы американской долларовой пирамиды, печатая для этих целей все новые миллиарды долларов, обеспеченных их же триллионными долгами.