ГлавнаяСтатьи › ОБЩЕЕ ДЕЛО

ОБЩЕЕ ДЕЛО

Чем ближе 1 июля – день всероссийского голосования по изменениям в текст Конституции, тем большую активность проявляют те, кто выступал против еще до появления самого текста поправок. Причем тон нашим скептикам-оппозиционерам задали из США еще 15 января - в день, когда В. Путин лишь предложил о них подумать.

Так, финансируемый бюджетом США "Голос Америки" заявил, что предлагаемый приоритет российского права над международным якобы усилит беззаконие, которое, по мнению американских авторов, «царит сегодня в России». Ирония в том, что в самих Штатах действует абсолютный примат американского законодательства над любыми международно-правовыми актами.

Другой пропагандистский орган США - "Радио Свобода" также подверг критике предложение провести общероссийское голосование для введения в действие конституционных новаций. Здесь тоже не без курьеза: у них американская конституция никогда не принималась всенародным голосованием. Зато Устав ООН и иные международные документы позволяют рассматривать подобные «подсказки» из Вашингтона, иных западных столиц не иначе как противоправное вмешательство в наши с вами дела. Не зря в тексте обновленной Конституции РФ появится (в случае поддержки на июльском голосовании) прямая обязанность российских властей обеспечивать наш суверенитет и противостоять любым попыткам вмешательства во внутренние дела Отечества.

Иностранные «голоса» и их местные солисты по сути свели свою критику к трем основным тезисам:
- поправки якобы готовились в спешке, без участия профессионалов и по сути не нужны России;
- основная цель поправок - будто бы «продлить власть Путина»;
- всенародное голосование как бы не легитимно и ходить на него не следует.

Автор, будучи членом Совета Федерации, собственный выбор сделал еще в марте, голосуя в парламенте «ЗА» одобрение изменений текста Конституции и порядка вступления их в силу. Поэтому я вправе объяснить личную позицию и ответить на каверзные вопросы. Итак:

1. Обсуждение возможных изменений Конституции велось буквально с момента ее принятия на референдуме 12 декабря 1993 г. и вплоть до начала 2020 г. В них участвовали сотни профессиональных юристов и политологов, историков и философов, теоретиков и практиков. Сам автор в начале «нулевых» в качестве депутата Госдумы потратил почти два года, чтобы закрепить моей поправкой через федеральный конституционный закон запрет высокопоставленным лицам иметь двойное гражданство. Спустя 20 лет эта норма может наконец получить высшее правовое закрепление в Конституции РФ.

Та же ситуация с международным правом. Действующая конституционная норма о приоритете наших международных договоров остается. Но еще с момента принятии Конституции РФ договоры и соглашения с другими государствами (если они вступают в противоречие с российским законодательствам) подлежат обязательной ратификации. После чего подобные положения становятся частью российского права. Подобные ратификации мы в Совете Федерации проводим практически по нескольку раз в месяц. Другое дело – решения международных организаций. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ, они не могут исполняться в России, если противоречат ее Основному закону. Теперь это положение получает характер конституционной необратимости.

То же можно сказать о вносимых новациях социального характера. По нынешней Конституции Россия - социальное государство. Но это ключевое положение в Основном законе пока не детализировано. Последнее означает, что в случае смены состава парламента или правительства РФ возможно и изменение социальной политики. Внесение предложенных поправок полностью исключает подобное и, следовательно, защищает социальные права наших граждан.

Иными словами, предлагаемые меры не только давно и широко обсуждались (с привлечением самых компетентных специалистов), но были апробированы в течение многих лет на уровне обычных законов.

2. Не следует путать возможность сменяемости власти путем прямых выборов и предложение (внесенное в парламент, кстати, не самим В. Путиным) об «обнулении» президентских сроков для тех, кто был на высшем посту государства до вступления в силу предлагаемых изменений в систему всей публичной власти РФ.

Важно знать, что даже среди высокоразвитых стран Запада легко найти примеры, когда монарх является пожизненным главой государства, правительство формирует политическая партия, премьер-министр не ограничен сроками пребывания у руля исполнительной власти, а конституции вообще нет (Великобритания).

В самих США с момента принятия конституции (1787 г.) ограничения на количество президентских сроков действовали лишь с 1947 г. При этом их президента до сих пор избирают не прямым голосованием, а через выборщиков. Не ограничен в сроках пребывания у власти и канцлер ФРГ (у А. Меркель идет четвертый срок подряд, а президента ФРГ избирает Федеральное собрание). То же с премьер-министрами Японии, глава которой вообще император. Еще в одной стране G-7 – Канаде главой считается британская королева (пока Елизавета II), а премьер-министр определяется правящей партией. Сейчас это Д. Трюдо (старший сын бывшего премьера П. Трюдо)... Примеров такого рода хоть отбавляй.

Впрочем главное не это, а именно подмена понятий. Сменяемость власти при демократии обеспечивают выборы. В России выборы главы государства регулярные, прямые и всенародные. Предлагаемый же порядок введения в действие изменений в Конституцию РФ сам по себе никого не обязывает идти кандидатом на последующие президентские выборы, предоставляя всем равное право быть избранными и не заставляют голосовать граждан за конкретного кандидата на президентский пост. Поэтому не стоит додумывать то, чего нет и не было в тексте президентской конституционной поправки, да еще апеллировать к опыту «развитых демократических государств».

3. Демократия – по-русски НАРОДОВЛАСТИЕ – рассматривает участие граждан в выборах и референдумах как их прямое и непосредственное волеизъявление, выше которого в рамках правового государства человечество еще ничего не придумало. Зачем же нам отказываться от права самим прямо и непосредственно определять свой Основной закон и собственную судьбу, ведь это наше с вами общее дело.

Андрей КЛИМОВ, российский сенатор

Статьи

ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
КОГДА? КОГДА?
СТРАХ СТРАХ
РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД? РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД?
Все статьи

Хроника

К ЮБИЛЕЮ КАНТА 9 апреля сенатор А. Климов провёл брифинг по итогам проведённых 4-6 апреля в Калининграде, в рамках
ЗАЯВЛЕНИЕ А. КЛИМОВА В канун начала массового голосования на выборах Президента РФ глава сенаторской комиссии по защите
ФОРУМ СОСТОЯЛСЯ!  21 февраля с.г. в начале пленарного заседания Совета Федерации сенатор А. Климов ознакомил коллег-с
Вся хроника