ГлавнаяСтатьи › «Механизмы обеспечения процессов общеевропейского сотрудничества: возможности парламентской дипломатии»

«Механизмы обеспечения процессов общеевропейского сотрудничества: возможности парламентской дипломатии»

Тезисы доклада заместителя Председателя Комитета по международным делам А.А. Климова
на парламентских слушаниях

25 июня 2016г.
Совет Федерации

1. Хельсинский Заключительный акт 1975 г., сорокалетие которого отмечается в 2015 г., позволил в условиях холодной войны и противостояния двух военно-политических блоков наладить достаточно сбалансированную систему по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием США и Канады. Появление на ее базе ОБСЕ, а затем и парламентской ассамблеи закрепило данную систему.
Однако с распадом СССР и Варшавского договора условия реализации хельсинских договоренностей заметно изменились.
Одновременно с этим произошло вступление России в Совет Европы и ее парламентскую ассамблею, иные объединения на европейской площадке, возникло парламентское взаимодействие в формате Россия-НАТО, было сконституировано межпарламентское взаимодействие Федерального Собрания РФ и Европейского парламента (КПС) и т.д.
Между тем, к началу второго десятилетия 21-го века ситуация стала радикально меняться. Среди причин этих изменений: расширение НАТО на Восток, путем включения в него многих стран бывшего социалистического содружества и постсоветских республик, их вступление в ЕС и формирование ЕС «Восточного партнерства» и т.д.
На этом фоне в Европе произошло вооруженное вмешательство стран НАТО на Балканах, был спровоцирован кровавый конфликт на Кавказе у границ России, а затем и на Украине.
Предложения России о модернизации сложившейся системы безопасности в Европе с учетом новых реальностей игнорируется более пяти лет. Как следствие жёсткой санкционной политики США, Канады и их европейских союзников, оказались практически замороженными многие традиционные площадки для межпарламентского диалога.
Парламентарии из России были лишены права голоса в ПАСЕ. Путем келейных решений в ЕП в нарушение Договора о сотрудничестве между РФ и ЕС более года фактически заморожена работа КПС.
При этом изменилось соотношение между самими общеевропейскими организациями. Так, в результате расширения ЕС и усиления роли «европейской бюрократии» значение Совета Европы и ПАСЕ заметно уменьшилось, а роль Совета ЕС, Еврокомиссии и Европарламента усилилась. Последние уже присвоили себе право говорить от имени всей Европы. Там явно возросла роль евробюрократии и усилились проявления волюнтаризма, снизилась роль самих депутатов ЕП.
Указанное, увы, снижает уровень безопасности на континенте и препятствует нормальному, более плодотворному сотрудничеству между странами.

2. В условиях изменяющегося мира российская парламентская дипломатия может и должна стать важным инструментом реализации национальной стратегии.
На каждом из направлений деятельности формы и методы этой работы могут иметь свои особенности. В полной мере это относится и к европейскому направлению. Вместе с тем, российский парламент как высший орган законодательной и представительной власти в государстве не может быть лишь сугубо вспомогательным элементом, который механически дополняет действия отдельных структур исполнительной власти.
Данное положение основывается на Конституции РФ и ключевых документах, определяющих стратегию внешней политики России.
Вместе с тем, до сих пор некоторые воспринимают парламентскую дипломатию как «нагрузку» для подразделений органов исполнительной власти, как своего рода «политический туризм».
Кроме того, реалии 21-го века также требуют обновления стиля и методов работы парламентариев на международных площадках, что особенно необходимо в условиях навязанной Западом политической, информационной и дипломатической войны против России с использованием незаконных санкций.

3. В тесной координации с МИД РФ парламентарии в рамках своих конституционных полномочий и на основе законодательства РФ должны более активно участвовать в формировании повестки дня международных организаций, особенно на европейском направлении. Мы должны научиться эффективно проводить в жизнь собственные предложения (включая активизацию использования двух- и многосторонних связей) в рамках международных организаций.
С этой целью должна усилиться координация действий между депутатами Госдумы и членами Совета Федерации, различными комитетами и комиссиями ГД и СФ, которые участвуют в международных связях, региональными парламентами, ведущими международное сотрудничество, и т.п.
Среди вопросов, на которые можно было бы сосредоточить наше внимание на международных парламентских площадках, следует выделить такие как:
- неделимость безопасности в Европе и во всем мире,
- гармонизация интеграционных процессов в Большой Европе от Тихого океана до Атлантики,
- поддержка традиционных культурных и этнических ценностей,
- противодействие неонацизму,
- борьба с христианофобией и аналогичными проявлениями нетерпимости и агрессии к иным мировым религиям,
- соблюдение прав национальных меньшинств, в том числе недопустимость лишения их гражданских прав,
- свобода передвижения, включая отмену виз между РФ и ЕС,
- защита прав детей, в том числе борьба с педофилией и детской порнографией,
- безопасность и защита представителей СМИ,
- невмешательство как во внутренние дела суверенных государств, так и в частную жизнь граждан, а также противодействие разного рода «цветным революциям»,
- защита социально-экономических прав человека в условиях международного финансового кризиса и др.

4. Важно самим переосмыслить характер взаимодействия с рядом международных парламентских организаций.
Так, в свете известных обстоятельств активное взаимодействие на площадке ПАСЕ в нынешних условиях представляется спорным (особенно учитывая снижение роли и места этой структуры в современной Европе).
В этих условиях прекращённое в одностороннем порядке верхушкой ЕП сотрудничество по линии КПС нам следует переформатировать в более активные адресные контакты с теми депутатами ЕП, которые готовы к совместной работе. Таких там не менее двухсот.
При этом я бы рекомендовал моим коллегам воздерживаться от личных контактов с теми, кто персонально ответственен в Евросоюзе за сворачивание межпарламентских связей.
Подобные контакты являются двусмысленными и контрпродуктивными сигналами для многих в Европе.
Усиливается значение двусторонних контактов с отдельными странами-членами ЕС, но теряет перспективу межпарламентское сотрудничество по линии Россия – НАТО и т.д.
В указанном контексте по-новому раскрываются возможности работы на площадке ПА ОБСЕ.

5. Для активного и эффективного использования этой площадки необходимо проанализировать уже имеющийся здесь опыт.
Для нашей страны ОБСЕ стало, по сути, первой международной общеевропейской организацией, в которой мы имели возможность для равноправного сотрудничества. Насколько эффективно были использованы эти возможности в прошлом? Как выполнялись и почему не были реализованы ключевые решения, принимаемые в рамках ПА ОБСЕ, где имеются для нас реальные резервы работ с этой организацией? Ответ на эти и подобные вопросы поможет выработать новые, более современные и результативные подходы.

6. Учитывая особое внимание к заседанию ПА ОБСЕ, совпадающему с 40-летием Хельсинского акта, следует уделить особое внимание принимаемым там документам и усилить нашу работу на этой площадке для достижения конкретных результатов, в том числе путем проведения в жизнь соответствующих российских поправок и предложений к заключительным документам юбилейной сессии.
7. Говоря о современной парламентской дипломатии России, следует иметь в виду также более активное и действенное участие на главной мировой парламентской площадке – Межпарламентском союзе, а также использование относительно новых для нас площадок в Европе, например, Парламентская ассамблея Средиземноморья. Туда нас давно и активно приглашают.
Заслуживают внимания и методы неформального межпарламентского сотрудничества с использованием возможностей надежных НПО, таких, например, как российский парламентский Европейский клуб.

Статьи

ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
КОГДА? КОГДА?
СТРАХ СТРАХ
РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД? РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД?
Все статьи

Хроника

БУРНЫЙ АПРЕЛЬ Завершающийся апрель стал для сенатора А. Климова насыщенным многими значимыми событиями:
К ЮБИЛЕЮ КАНТА 9 апреля сенатор А. Климов провёл брифинг по итогам проведённых 4-6 апреля в Калининграде, в рамках
ЗАЯВЛЕНИЕ А. КЛИМОВА В канун начала массового голосования на выборах Президента РФ глава сенаторской комиссии по защите
Вся хроника