ГлавнаяСтатьи › КОЛОННА НОМЕР ПЯТЬ

КОЛОННА НОМЕР ПЯТЬ

Восемьдесят лет назад, когда в Испании полыхала гражданская война, один франкистский генерал хвастался тем, что в его распоряжении помимо четырёх армейских колонн, наступавших на республиканскую столицу, есть еще и пятая колонна в самом Мадриде, которая в решающий момент ударит с тыла. С тех пор принято именовать внутреннюю агентуру «пятой колонной», выполняющей роль своеобразного троянского коня в глубоком тылу противника. В этом смысле само явление (в отличие от термина) далеко не новое, глубоко уходящее во времена древней Трои, как не нова и его подлая суть, в основе которой лежат коварство и измена.

21-й век привнес в эту историю новые технологии и глобализацию. Последняя предполагает не только условность границ и укрепление роли транснациональных образований, но и усиление тотальной конкуренции. Одновременно с этим, в отличие от прошлых веков, наши извечные партнеры-оппоненты используют уже не столько методы сугубо военные, сколько информационно-пропагандистские, основанные на знаниях о психологии толпы и теории конфликтов. Они позволяют достигать ослабления, раздробления и завоевания противника без танковых баталий и ковровых бомбардировок.

Впрочем, такого рода методики знали еще гитлеровские идеологи. Так, ближайший сподвижник фюрера – министр фашистской пропаганды Й. Геббельс поучал, что для достижения целей любые средства хороши. Отсюда, по Геббельсу, помимо «белой» (правдивой) информации необходимо пользоваться «серой» (полуправдой) и «черной» (ложь). Причем, «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят». Как говорится у нас в подобных случаях, «потом не важно, то ли он украл, то ли у него украли, но осадочек остался».

Кстати, последнее активно используется западными продолжателями дела Геббельса и их верными прихлебателями для демонизации России и дискредитации ее властей. Так без всякой презумпции невиновности, независимых экспертиз и объективных разбирательств нас обвиняют в несуществующем вмешательстве в американские выборы и «агрессии» в Сирии. Сами же обвинители находятся на сирийской земле против воли ее правительства и международного права, а уж вмешательство во внутренние дела других давно стало коронным методом внешней политики США и ее сателлитов. Честно говоря, мне трудно назвать хотя бы одну страну мира, в чьи дела не вмешивались бы вашингтонские империалисты за минувшие десятилетия.

Вот в средине июля с.г. Майкл Капуто (США) напомнил "Fox News", что в 1994 г. администрация президента Б. Клинтона направила его в Россию с целью способствовать переизбранию Бориса Ельцина. А чтобы никаких сомнений не осталось, американский политик открыто подтвердил: "Мы сами вмешиваемся в выборы». Политолог А. Мухин на днях напомнил еще одну поучительную историю: Барак Обама лично говорил, мол, «хорошо бы, чтобы Дмитрий Анатольевич (Медведев – АК) пролонгировал свои полномочия Президента». При этом упомянутый президент США нагло заявлял, что «участие Владимира Путина в выборах нежелательно». От себя добавлю: позже, в 2016 г. Обама вмешивался во внутренние дела Великобритании, призывая ее руководство и граждан не покидать Евросоюз (в котором США сами не состоят), а весной 2017 г. публично поддерживал Э. Макрона на президентских выборах во Франции.

Если проанализировать методику таких вмешательств (этим, в частности, занимается созданная в июне с.г. российская сенаторская комиссия по защите отечественного суверенитета и предотвращению вмешательства из-вне в наши собственные дела), то особую роль в них играет формирование в странах-целях «внутренней оппозиции». Ей предназначено под внешним управлением внести смуту и расшатать устои, чтобы привести к власти тех, кто сам отдаст иностранным кураторам ключи от государственного суверенитета.

Автор не случайно закавычил слова «внутренняя оппозиция». Конституция РФ предусматривает открытую политическую состязательность, плюрализм, свободу выбора граждан. Но граждан самой России, а не внешних кураторов! Последнее соответствует не только Основному закону РФ, но и международному праву.

Так, согласно п. 1 резолюции Генассамблеи ООН № 2131 от 21.12. 1965 г. "Никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого осуждаются не только вооруженное вмешательство, но также все другие формы вмешательства и всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных элементов".

Россия – правовое, демократическое государство. Мы не вправе и не собираемся отказываться от важнейших политических и социальных завоеваний в угоду конъюнктуре, тем более подражать некоторым зарубежным партнерам, бьющимся в русофобской истерике. Но нам ни в коем случае нельзя дать им возможность начать хозяйничать в нашем Отечестве (Конституция РФ требует защиты суверенитета на всей российской территории). Отсюда важнейшая задача, в том числе нас – парламентариев, четко и точно определить, что есть внешнее вмешательство, каковы его критерии и инструменты.

Такая работа в упомянутой Комиссии уже началась. На днях мы заслушали руководителя Рабочей группы по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ сенатора О.Морозова. Хочу напомнить, что сам Олег Викторович давно и хорошо знает предмет нашего изучения. Еще в советское время кандидат философских наук О. Морозов проходил двухлетнюю стажировку в Боннском университете на кафедре политологии. С 1993 по 2012 г.г. он работал депутатом Государственной Думы, а с мая 2012 г. по март 2015 г. О.Морозов возглавлял Управление по внутренней политике Администрации Президента РФ.

По его мнению, высказанному на заседании Комиссии: вмешательство во внутренние дела осуществляется тремя способами: (1) публичное экономическое, политическое давление; (2) прямая или косвенная поддержка политических сил внутри суверенных стран; (3) скрытое вмешательство с использованием воздействия на граждан другого государства в целях изменения формы их поведения, формирования определенных стереотипов общественного сознания, дестабилизации государственных и общественных институтов, ослабления властных структур и их дискредитация в глазах населения.

При этом Олег Викторович уточняет, что вмешательство всегда предполагает «действие институтов одного государства на территории другого государства в тех сферах и областях, где такие действия… либо прямо запрещены… либо не предусмотрены национальным законодательством, хотя прямо не запрещены».

В рамках июльского заседания Комиссии были также предварительно сформулированы девять приоритетных направлений вмешательства из-вне во внутренние дела РФ:

- Создание и поддержка некоммерческих, неправительственных организаций, прямо или косвенно участвующих в политической деятельности в интересах зарубежных государств.

- Использование СМИ и социальных сетей для дискредитации страны, институтов власти, политических лидеров и в целом для формирования определенных стандартов общественного мнения.

- Работа с образовательными учреждениями, школами, вузовской молодежью, финансирование образовательных программ с целью дальнейшего контроля за этой сферой.

- Стимулирование из-вне протестной повестки и вовлечение в протестные акции молодежи, вмешательство в выборные процедуры.

- Поощрение межэтнических противоречий, конфликтов, инспирирование протестных акций на этнической почве в республиках Северного Кавказа, Поволжья, в Крыму.

- Бездоказательное очернение политической и экономической деятельности Российской Федерации.

- Все виды антироссийских санкций (они приобрели неприкрытый характер давления на внутриполитические процессы).

- Дискредитация Русской Православной Церкви.

На том же заседании поднимался вопрос о пресловутой «пятой колонне». Вот как ответил на него наш эксперт, разведчик-ветеран, генерал-лейтенант, в прошлом руководитель аналитического управления СВР и директор РИСИ Л.Решетников: «Мы иногда думаем, что это из области детективных историй. Но, например, управление ЦРУ по активным мероприятиям – 1300 человек, считайте, 800–900 занимаются исключительно Россией… Пятая колонна – идеологическое образование, это не все завербованные... Конечно, в этой колонне всегда будет пастух, который ведет баранов».

Я же невольно вспомнил строчку из Б. Брехта: «Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, кожу для них дают сами бараны...», а еще вспомнил ключевой геббельсовский тезис: «пушки и штыки – ничто, если вы не обладаете сердцами нации». Так что, уважаемые соотечественники, не будем забывать уроки прошлого. Мы не вправе более допустить повторение трагедии 22 июня 1941 г. Если новая интервенция будет не военной, а гибридной, хорошего ждать от агрессоров все равно не стоит.

Андрей КЛИМОВ, председатель Временной комиссии СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ

Статьи

НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗВЕРИНЕЦ ЗВЕРИНЕЦ
СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ
САНКЦИОННОЕ ПУГАЛО САНКЦИОННОЕ ПУГАЛО
МОСТ (ИЗ ЦИКЛА МОСТ (ИЗ ЦИКЛА "МОЯ ПЕРМЬ")
Все статьи

Хроника

137 Ассамблея МПС. День 4 17 октября в рамках 137-й ассамблеи Межпарламентского союза член Бюро постоянного комитета МПС по ми
137 Ассамблея МПС. День 3 16 октября в Петербурге на полях 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза зампред КМД СФ Андрей Климо
137 Ассамблея МПС. День 2 15 октября в рамках 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге сенатор Андрей Климов
Вся хроника