ГлавнаяСтатьи › ЭКСПОРТНАЯ ПОДДЕРЖКА – ПАРЛАМЕНТСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. ВЗГЛЯД ИЗ ПЕРМИ

ЭКСПОРТНАЯ ПОДДЕРЖКА – ПАРЛАМЕНТСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. ВЗГЛЯД ИЗ ПЕРМИ

За минувшие 10-15 лет произошла заметная подвижка центров производственно-хозяйственной активности, финансовых рынков и рынков сбыта, изменяется структура потребления. Возрастает конкуренция производителей товаров и услуг, возникают новые потребительские рынки, меняются торговые маршруты и инвестиционные потоки.

В этой связи еще в декабре 2015 г. Президент РФ В. Путин обращал внимание российской политической и экономической элиты на то, что «за текущими проблемами нельзя упускать основные тенденции глобального развития. Стремительно меняются контуры мировой экономики, формируются новые торговые блоки, происходят радикальные изменения технологий. Именно сейчас определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперед, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров».

Для Российской Федерации внутренний рынок при собственном населении менее 2% от мирового является относительно небольшим. Даже с учетом общего рынка стран Евразийского экономического союза его емкость в несколько раз меньше наших потенциальных возможностей (например, природный потенциал России оценивается в 25 – 30% от мирового). Наши товары и услуги в сфере космоса, авиации, ядерной энергетики, изделий ВПК, IT, агропрома, углеводородов, минеральных удобрений и т.п. уже занимают ведущие сегменты мирового рынка. Но, сопоставляя достигнутое с возможным, для России положение дел нельзя назвать идеальным.

Так, если сравнить объем экспортной продукции в расчете на одного жителя маленькой Бельгии (практически лишенной природных ресурсов) с нашими показателями, то разница окажется десятикратной, увы, не в пользу РФ. К слову, территория моего родного Пермского края раз в пять больше бельгийской (и ресурсов несравненно больше), а общий объем экспорта из нашего региона ниже бельгийского почти в 40 раз.

Иными словами, если бы при том же населении, что сегодня, удельное производство экспортной продукции в Прикамье было хотя бы в половину от нынешнего бельгийского, то его величина возросла бы без малого в 6 раз! При этом многократно вырос бы как валовый региональный продукт Прикамья, так и объем бюджетных поступлений. И это при том, что пермская земля в России давно находится среди территорий передовиков с точки зрения зарубежного сбыта собственной продукции и услуг, торгует со многими десятками стран и имеет положительный внешнеторговый баланс (свыше 4 млрд. долларов). Правда, рассуждать на подобные темы куда проще, чем практически реализовывать наши потенциальные резервы, а еще на все необходимо время и то, что называется «политической волей».

Экспорт важен для любого государства (региона) не только поступлением валюты, созданием дополнительных рабочих мест на собственной территории, но и как стимул дальнейшего развития, совершенствования технологий производства, роста качества продукции, снижения издержек.

Стоит отметить, что развитие экспортного потенциала каждого региона будет способствовать повышению экспортных возможностей всей страны, усилению ее позиций на мировых рынках. Речь идет именно обо всех субъектах Федерации, а не только тех, которые имеют удачное расположение вблизи транспортных магистралей, морских портов или вдоль государственной границы страны.

Уважая усилия, предпринимаемые для развития экспортных возможностей со стороны федеральной исполнительной власти и ведущих российских корпораций, автор хотел бы обратить внимание читателей на возможности парламентской дипломатии по защите интересов российских экспортеров (включая региональных) и продвижению наших товаров. Во-первых, мы, сенаторы и депутаты, принимаем ключевые нормативные акты – федеральные и региональные законы, определяющие как сами параметры внешнеэкономической деятельности, условия производства экспортной продукции, так и немаловажные для экспортеров бюджетные показатели.

Во-вторых, многие государства, преуспевшие в экспорте, научились использовать лоббистские возможности собственных парламентариев в «раскрутке» конкретных стран, производственных отраслей и регионов. Например, Бавария, входя в состав Федеративной республики Германия на правах одного из ее субъектов, ведет активнейшую политику по продвижению региональных товаропроизводителей по всему миру, в том числе и в России. Не менее активно ведут себя региональные власти такого унитарного государства как Китай. Так что нам есть с кого брать пример.

Работа по парламентскому содействию российскому экспорту (как и его региональная составляющая) не так проста, она требует серьезной подготовки и обеспечения эффективной координации в треугольнике: парламентарии – структуры исполнительной власти – производители товаров и услуг.

В частности, федеральные парламентарии могут оказать неоценимую помощь нашим экспортерам, работая над созданием удобных для российских товаропроизводителей рамочных законов и продвижением их в третьих странах (в рамках МПА СНГ, МПС и др. парламентских площадок, в двухстороннем межпарламентском и межпартийном диалоге с парламентскими партиями стран-партнеров).

Так, объяснение нашим зарубежным коллегам в соответствующих странах важности повышения экологических норм (по крайней мере до существующих в России) и законодательного закрепления положений об ограничении вывоза сырья с низким уровнем предварительной переработки позволяет поддерживать на чувствительных для нас международных рынках приемлемый ценовой уровень, а значит приносить российским товаропроизводителям дополнительный доход от экспорта. В конечном счете – способствовать социально-экономическому развитию как регионов, так и России в целом. Подобный опыт у нас есть, но пока носит, увы, единичный характер.

Парламентская дипломатия может быть востребована в диалоге с отечественными и зарубежными общественными объединениями, ассоциациями товаропроизводителей, теми кто влияет на рынки сбыта наших товаров и услуг. Парламентарии (включая региональных) способны как получать от иностранных партнеров эксклюзивную информацию, важную для наших экспортеров, так и распространять значимую информацию о наших экспортных возможностях через зарубежных коллег и партнеров. Такого рода работа также нуждается в солидной подготовке, расширении ее масштабов и географии.

Указанные вопросы могли бы стать предметом рассмотрения специального заседания Комитета по международным делам Совета Федерации. Провести его можно с выездом в один из крупных и развитых в экспортном отношении регионов России. Пермский край представляется мне хорошей площадкой для подобного обмена мнениями с участием федеральных и региональных парламентариев, представителей исполнительной власти и бизнеса. Объемы пермского экспорта и значительный уровень диверсификации экспортного производства в Прикамье делает такого рода разговор особенно продуктивным именно в Перми.

Зампред КМД СФ РФ,
доктор экономических наук
Пермь – Москва, март 2017 г.

Статьи

НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗВЕРИНЕЦ ЗВЕРИНЕЦ
СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ
САНКЦИОННОЕ ПУГАЛО САНКЦИОННОЕ ПУГАЛО
МОСТ (ИЗ ЦИКЛА МОСТ (ИЗ ЦИКЛА "МОЯ ПЕРМЬ")
Все статьи

Хроника

137 Ассамблея МПС. День 4 17 октября в рамках 137-й ассамблеи Межпарламентского союза член Бюро постоянного комитета МПС по ми
137 Ассамблея МПС. День 3 16 октября в Петербурге на полях 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза зампред КМД СФ Андрей Климо
137 Ассамблея МПС. День 2 15 октября в рамках 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге сенатор Андрей Климов
Вся хроника