ГлавнаяСтатьи › ЭКСПО И КУЛЬТУРА

ЭКСПО И КУЛЬТУРА

Можно ли представить Париж, некоронованную культурную столицу Европы, без силуэта Эйфелевой башни? А как представить московское ВДНХ без знаменитой мухинской статуи Рабочего и Колхозницы? Между тем все эти образцы монументального искусства были в свое время элементами экспозиций на всемирных выставках технических и индустриальных достижений человечества.

Первая из них, напомню, состоялась в 1851 г. в Лондоне, а последняя проходит сейчас (с мая по октябрь 2015) в Милане. Ее девиз – «Накормить планету. Энергия для жизни». Эти выставки обычно ассоциируются со словом ЭКСПО (от exposition – англ., выставка, показ) и проводятся с периодичностью от одного до трех лет.

Мне лично довелось побывать на двух всемирных ЭКСПО (в Тэджон, 1993 и Милане, 2015). Субъективно – характер самих выставок и отношение к ним меняется. Сейчас это более похоже на туристическое шоу, чем международную площадку для обмена опытом специалистов. Но в любом случае событие это весьма заметное. Именно там, на ЭКСПО-2015 10 июня в рамках Дня России побывал президент В. Путин. Посещали ЭКСПО и другие его коллеги – главы соответствующих государств. Есть и заметная состязательность между павильонами – сколько у кого будет посетителей, кого потом признают лучшим. Участвует в ЭКСПО большинство стран-членов ООН.

К выставкам готовятся заблаговременно и дело это отнюдь не дешевое. Выиграть право принимать у себя ЭКСПО также трудно, как и принять Олимпиаду. Екатеринбург недавно пытался, но проиграл. К слову, в России ЭКСПО не проходили никогда, зато за все время проведения всемирных выставок они проходили более шести десятков раз (начиная с 1851). В Великобритании (родине ЭКСПО) состоялись четырежды, во Франции и Бельгии по семь раз. Выставки проходили также в Австралии, Австрии, Бразилии, Германии, Испании, Италии, Канаде, Китае, Корее (Тэджон, Йосу), Португали и Японии.

Но всегда в центре внимания традиционных ЭКСПО оставалась техника и технологии. А как же быть с культурой, ее достижениями в разных странах и тенденциями в культурном развитии человечества? Да на Земле ежедневно проходят самые разнообразные выставки, концерты, конкурсы исполнителей во всех жанрах. Однако единой площадки для всего этого уникального разнообразия до сих пор нет.

Да, есть ЮНЕСКО – глобальная организации ООН в сфере образования, науки и культуры. Но площадка самого здания ЮНЕСКО ограничена для подобного смотра всемирных достижений в сфере культуры. Это главным образом место для администрации самой ЮНЕСКО и площадка для дискуссий между ее членами и приглашенными экспертами.

В мире есть немало огромных конгрессных и выставочных центров. Но на этих площадках нет того, что происходит на площадках ЭКСПО – состязательности павильонов различных стран, возможностей сравнивать те или иные достижения самим посетителям, доступность всего многообразия представляемых экспозиций, общего международного подхода к организации подобных мероприятий.

Не случайно время от времени поднимается вопрос о проведении неких подобий традиционных ЭКСПО в сфере культуры. Последний раз подобные предложения были высказаны накануне второго панъевропейского Фестивального марафона «От Тихого океана до Атлантики» во Владивостоке, в конце мая 2015 г. в рамках международного форума «Россия для Азии: новые возможности». Позже, по поручению Владивостокского форума организаторы Марафона донесли эти идеи до Парижа, где в ходе инициированной ими международной конференции о будущем ЮНЕСКО донесли до руководства ООН-овской структуры это предложение.

Чиновники ЮНЕСКО идею сходу не отвергли и даже предложили соединить ее с современными возможностями Интернет, сделав предлагаемую выставку достижений мировой культуры максимально доступной.

Как и любое масштабное предложение, эта амбициозная идея на первый взгляд представляется весьма сложной для реализации. Во-первых, сразу возникает вопрос о должной международной координации подобного глобального проекта. Во-вторых, о средствах для его воплощения (например, российский павильон на ЭКСПО-2015 обошелся стране более чем в миллиард рублей). В-третьих, нужно, чтобы данная идея, как говорили классики, «овладела массами», а это требует времени и масштабной пропаганды. Наконец, необходимо решить много содержательных проблем, начиная от девизов первых подобных всемирных выставок, до принципа отбора мест их проведения.

Но, недаром в народе говорят – глаза бояться, а руки делают! В нашем случае международный авторитетный координатор уже существует – это ЮНЕСКО. Она вполне могла бы взять подобный проект под свою эгиду. Пальму первенства приняла бы та страна, которая первой выразит готовность принять подобное событие.

Мне кажется, что одной из подобных стран могла бы быть наша Россия, последовательное проведение годов русского языка, культуры и литературы в период с 2013 по 2015 гг. стали для нас неплохим смотром собственных возможностей. Опыт образцового проведения Универсиад и Олимпийский игр тоже у нас не отнять. Причем, совсем не обязательно разворачивать ЭКСПО в сфере культуры (название подобным смотрам достижений еще предстоит определить) в таких мощных центрах как Москва и Петербург. Почему бы не обратить внимание на тот же Владивосток, который мы позиционируем сегодня как главные ворота в бурно развивающийся Азиатско-тихоокеанский регион. Для них Владивосток это не только ворота в Россию, но и во всю Большую Европу от Атлантики до Тихого океана. Нужная инфраструктура здесь была создана еще к саммиту АТЭС и продолжает развиваться за счет особых туристических зон, таких как «Приморье» в бухте Муравьиной, где к концу 2017 г. должны появиться новые современные отели.

К тому же согласно майского (2015) указа президента В. Путина, начиная с сентября 2015 г. в Приморском крае должен проводиться ежегодный Восточный экономический форум. Последнее также дополнительный стимул к развитию дорожной сети, отелей, ресторанов и кафе, транспортных узлов, систем связи, площадок для выставок и конференций мирового уровня. К тому же если во всем европейском регионе проживает до одного миллиарда человек, то в зоне АТР – в разы больше. А ведь это потенциальные туристы, которые могли бы стать заинтересованными посетителями будущей Выставки современных достижений человечества в сфере культуры.

Мне кажется, что финансирование нового типа ЭКСПО может всерьез заинтересовать могущественных меценатов и спонсоров в сфере искусств. Во всяком случае, рекламный потенциал здесь огромен, а «репутационные дивиденды» несомненны. Наконец, многие мероприятия, которые укладывались бы в программу подобного ЭКСПО так или иначе все равно либо уже запланированы, либо будут запланированы (разнообразные выставки мастеров изобразительного искусства, концерты и т.д.).

Естественно быстро масштабного внимания к себе новый проект не принесет. Но также было и в истории традиционных ЭКСПО. Мне кажется, что первые две-три выставки подобного рода следует рассматривать лишь как подготовительные. Они вряд ли смогут сразу вместить в себя все закладываемые смыслы и оправдать все ожидания. Но они позволят выработать нужные традиции.

Если начать, например, во второй половине 2017 г. (чтобы не конкурировать с началом ЭКСПО-2017 в Астане) и проводить последующие выставки раз в три года, то можно рассчитывать, что к 2023 г. есть все основания ожидать выхода всемирного культурного ЭКСПО на, как говорят, проектную мощность.

Андрей Климов, зампред КМД СФ РФ,
член Союза писателей РФ
12 июня 2015

Статьи

ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
КОГДА? КОГДА?
СТРАХ СТРАХ
РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД? РУГАТЬ ЛИ ЗАПАД?
Все статьи

Хроника

К ЮБИЛЕЮ КАНТА 9 апреля сенатор А. Климов провёл брифинг по итогам проведённых 4-6 апреля в Калининграде, в рамках
ЗАЯВЛЕНИЕ А. КЛИМОВА В канун начала массового голосования на выборах Президента РФ глава сенаторской комиссии по защите
ФОРУМ СОСТОЯЛСЯ!  21 февраля с.г. в начале пленарного заседания Совета Федерации сенатор А. Климов ознакомил коллег-с
Вся хроника