Три Америки
ТРИ АМЕРИКИ
Американская тема не сходит с экранов и страниц СМИ по всему миру. Россия не исключение. Но и в отечественном дискурсе о Соединенных Штатах принято говорить как о чем-то целостном. Между тем американцы очень разные и в каком-то смысле на территории США одновременно сосуществуют как бы несколько Америк. Восемьдесят лет назад подобный феномен был описан И. Ильфом и Е. Петровым в «Одноэтажной Америке». За прошедшие годы число параллельных Америк возросло, а их анализ еще ждет своих дотошных исследователей.
Между тем, на взгляд автора, по крайней мере, на три Америки стоит взглянуть внимательней уже сейчас. Президентские выборы ноября 2016 г. дали довольно точное количественное выражение каждой из них:
(1) Америка, которую более-менее устраивает сложившееся в последние десятилетия политическое статус-кво (основанное на доминировании неолиберальных идей). За миссис Х. Клинтон - кандидата этих условно довольных, отдали голоса 65,9 млн. граждан США (чуть более 1/4 имеющих активное избирательное право).
(2) Америка, которой так осточертел вашингтонский политический сериал, что она предпочла его замыленным действующим лицам «кота в мешке» - Д. Трампа (крайне консервативного и эксцентричного богача - республиканца). В этой Америке оказалось 62,9 млн. совершеннолетних (чуть менее ¼ или на три миллиона меньше, чем у неолибералов). Но поскольку прямых выборов президента в США нет, то победу одержал ставленник относительного меньшинства - Трамп.
(3) В «третей» Америке осталось 116,2 млн. обитателей (т.е. почти вдвое больше, чем в любой из первых двух!) или 45% от всех избирателей США. Они либо голосовали за других, менее знаковых кандидатов (6%), либо уклонились от участия в минувших выборах.
Социологи отмечают любопытные детали:
- Трамп явно лидировал в сельской местности (62%;), а Клинтон в крупных городах (59%);
- молодежь до 30 лет предпочла ставленницу неолибералов (55%), тогда как за новую надежду радикально-консервативной Америки выступали преимущественно те, кто старше 45 лет (от 53 до 63% в зависимости от возраста опрошенных);
- Трамп заметно лидировал среди христиан (до 58%), в то время как Клинтон у атеистов (68%). Любопытно, что на выбор избирателей между двумя названными кандидатами менее всего сказался уровень доходов голосовавших американцев.
Если проанализировать биографии главных участников президентского марафона 2016 г., их политические программы, заявления и предпочтения, то вышеуказанная статистическая группировка окажется вполне логичной. Кстати, в объективном социологическом раскладе не оказалось места для раскрученного Клинтон и Ко фантома «московского вмешательства». Зато после приведения к присяге президента Трампа (весна 2017), число американцев, считающих Россию врагом, составило в США около 2/3 опрошенных.
В ноябре с.г. Соединенные Штаты ждет полная смена Палаты представителей Конгресса, значительной части Сената и губернаторов в десятках штатов. Но не думаю, что грядущие выборы значительно изменят соотношение трех столь разных Америк (разве что Трамп получит чуть более выгодное для себя соотношение сил в парламенте и среди губернаторского корпуса, повысив тем самым шансы на собственное переизбрание в 2020 г.). При этом тех, кого можно бы назвать молчаливым большинством, в нынешней Америке оказалось более чем достаточно, и этому большинству по самым разным причинам не нужна ни ставленник вашингтонского истэблишмента Клинтон, ни политический нувориш Трамп.
Самое время отметить, что, по мнению профессионалов, хорошо знающих изнутри современное американское общество, ведущая страна нынешнего Запада находится на пороге глубокого экзистенционального кризиса. Именно о нем свидетельствует неожиданная для большинства победа кандидата Трампа. А то, что спустя уже два года президент Трамп наращивает свой рейтинг вопреки неолиберальной Америке, лишь добавляет этому выводу дополнительные аргументы. Уровень поддержки последнего ныне сопоставим с рейтингом Б. Обамы во второй год его первого срока.
А нам-то какое дело до всего этого, тем более после внятных заявлений Кремля об отсутствии планов российского государственного вмешательства во внутренние дела США? Но дело есть:
1. Россия и США - ракетно-ядерные сверхдержавы (более 90% от мирового потенциала). При этом США 2.07.2017 законом закрепили за Российской Федерацией определение – «противник» (adversary). Одно это обстоятельство уже заставляет любую ответственную власть внимательно наблюдать за теми, кто равносилен и считает тебя противником.
2. Соединенные Штаты до сих пор самые влиятельные на Земле, что предполагает необходимость внимательнейшего изучения происходящих в них политических и социально-экономических процессов.
3. Вашингтонские власти до настоящего времени предпринимали многочисленные, масштабные, зачастую грубые попытки вмешательства в суверенные дела шести десятков государств, в т.ч. России. Для своевременного и эффективного ответа на эти внешние вызовы необходим постоянный мониторинг такого очевидного источника реальных угроз.
4. Введенные для «сдерживания России» американские ограничительные меры оказывают определенное воздействие на отечественную экономику, что опрометчиво не принимать в расчет, как в текущей деятельности, так и при планировании дальнейшего развития РФ (тем более что тенденция на усиление такого рода финансово-экономического и административно–политического давления сохраняется).
5. США и РФ являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и обладают там право вето. По сути именно мы несем солидарную ответственность за глобальную безопасность на Земле. Отсюда явная необходимость лучше знать и понимать друг друга.
6. Америка – ближайший сосед России. По морю между нашим Дальним Востоком и их Аляской лишь несколько километров. Было бы странно не интересоваться жизнью соседей, тем более таких!
Для нашего Отечества (да и глобального мира на Земле) позитивным было бы восстановление нормальных отношений между Вашингтоном и Москвой, обеспечение мер доверия в военно-политической сфере, прекращение американской практики вмешательства в суверенные дела России и наших соседей, создание предпосылок для взаимовыгодного экономического и гуманитарного сотрудничества. Но это практически идеальная ситуация, до которой, мягко говоря, далековато.
Судя по всему, до ноябрьских выборов в Конгресс американская политическая жизнь будет зависеть, главным образом, от оперативно-тактических действий основных противоборствующих кланов (люди Трампа, остальные республиканцы, сторонники Демпартии). Одним из элементов этой острой борьбы станет «российская карта». А с 2019 г. в США начнется очередная предвыборная возня вокруг главного кресла Белого дома, и все решения будут приниматься только с оглядкой на банальный PR.
В то же время, уже введенные против нашей страны американские меры «сдерживания», закрепленные законами США, не имеют реальной перспективы быть свернутыми (наоборот, сохраняется высокая вероятность их наращивания). В Вашингтоне продолжают доминировать те, кто желал бы любой ценой убрать Россию с политической сцены в качестве влиятельной и независимой державы мирового уровня. Независимо от риторики, они от своего стратегического курса по доброй воле не отступят.
Однако, сами Соединенные Штаты уже не те, что каких-нибудь 10-15 лет назад. Их роль в мире постепенно снижается (несмотря на все пропагандистские потуги, политические, военные, финансовые и торговые манипуляции). Настороженность большинства членов ООН в отношении США заметно нарастает. В самой Америке до подобия политического консенсуса далеко как никогда в новейшей истории. Уровень ответственности, профессионализма и, извините, порядочности американской элиты крайне низок и никак не соответствует обязательствам, взятым США и вашингтонскому политическому самомнению.
Три Америки не имеют шансов продолжать сосуществование на одной и той же земле без своеобразной внутриполитической перестройки. Вопрос лишь в том, по какому сценарию она пойдет?
Андрей КЛИМОВ,
сопредседатель российского Аналитического комитета, сенатор
P.S.: Среди гипотетических сценариев обозримого будущего: диктатура (в т.ч. в качестве неолиберального реванша); физическое устранение ключевых фигур (см. Д. Кеннеди); вторая гражданская война и/или полураспад США. Нельзя исключить и углубления деградация власти (неконтролируемое поведение внутри и вовне) с возможной фатальной военной авантюрой. В числе более оптимистических сценариев - отказ Вашингтона от политики тотального вмешательства в мировые дела при сохранении должной военной и экономической морщи Америки в сочетании с реформой сложившейся там политической системы. Список, разумеется не полный.
P.P.S.: Россия обязана быть готовой к любому развитию событий!