ГлавнаяСтатьи › ТАКОЕ ВОТ КИНО!

ТАКОЕ ВОТ КИНО!

1

Когда мы с коллегами из сенаторской комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ еще только планировали проведение круглого стола по духовно-культурным аспектам обеспечения отечественного суверенитета, было ясно - оппоненты молчать не станут. Не ошиблись. Вой в соответствующих сегментах Интернет начался сразу, едва автор этих строк 19 декабря с.г. открыл заседание нашей Комиссии.

Упуская словестную мишуру и откровенные передергивания того, о чем сенаторы действительно беседовали с приглашенными экспертами, остановлюсь на главном – что же не понравилось критиканствующей публике? По сути, единственное, - российские парламентарии на официальной площадке Совета Федерации осмелились (!) задуматься о внешних угрозах отечественному культурному пространству в условиях развернутой Западом антироссийской гибридной войны!

Но может быть, эта война нам померещилась (аргумент оппонентов №1)? Отнюдь. В федеральном законе США от 2 августа 2017 г. черным по белому Российская Федерация названа противником (adversary) Соединенных Штатов. Там же призыв к союзникам по НАТО, ЕС и иным сателлитам сдерживать РФ всеми возможными способами. К слову, в России подобных законов ни про одну страну нет и не предвидится, а наши лидеры неустанно повторяют, что официальная Москва на мировое господство не претендует, ни в чьи дела не лезет и ни с кем воевать не жаждет.

Поскольку Россия - ракетно-ядерная сверхдержава, то вашингтонские обитатели стараются «сдерживать» нас, боязливо избегая прямого военного нападения. Именно с этой целью по наущению США и вводятся так называемые санкции в отношении нашего Отечества, ведется откровенная дипломатическая и пропагандистская война. Последнее также не скрывается и оформляется всевозможными законами и официальными резолюциями в странах НАТО, их союзников и приспешников. Было бы странно, если при этом государственная машина США упустила сферу культуры.

Тут самое время вспомнить старика З. Бжезинского и его известную книгу «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы». В ней любой желающий может прочесть, что «культурное превосходство является… аспектом американской глобальной мощи».
Ветеран политического Олимпа США при этом гордо добавляет: «Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магическое притяжение, особенно для молодежи в мире… Американские телевизионные программы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение… ».

Бжезинский не упомянул о Голливуде, между тем эту заокеанскую фабрику грез давно взяли на службу американские власти. Более того, по сей день это, пожалуй, основной инструмент глобального насаждения средствами искусства американского представления о реальности и желательного Вашингтону мироустройства.

Не знаю, читали ли в Пентагоне высказывание В. Ленина о том, что «важнейшим из искусств» для нас является именно кино, но известно, что еще в середине прошлого века Комитет начальников штабов США весьма пристально следил за сценарной политикой американской фабрики грез.

Уже в начале века нынешнего в Беверли Хиллс старший советник тогдашнего президента Д. Буша мистер К. Роув встретился с представителями основных голливудских студий и телекомпаний, где «обсуждал совместные действия» (R. Sanchez. “Hollywood’s White House War Council”, the Washington Post, 12.11.2001). Чуть позже Конгресс США учредил Консультативный комитет по культурной дипломатии, в числе задач которого: ее использование как эффективного инструмента внешней политики, позволяющей продвигать национальные интересы США в мире. Практически одновременно с этим Белый домом сформулировал одну из важнейших задач их глобальной политики - смена политических режимов в 40-50 государствах.

4 июля 2017 г. американцы Т. Секер (Tom Secker) и М. Алфорд (Matthew Alford) опубликовали в Интернете любопытную цифру – более 1800 - столько раз, по рассекреченным данным, разведывательные ведомства США (Пентагон, ЦРУ, АНБ) влияли на создание американских фильмов и ТВ-шоу (A Medium Corporation: “Exclusive: Documents expose how Hollywood promotes war on behalf of the Pentagon, CIA and NSA”)!

А совсем недавно выдающийся отечественный режиссер А. Кончаловский, выступая на президентском Совете по культуре, подтвердил сказанное на собственном примере: «та цензура, которую я испытывал в Америке, несравнима с советской. Несравнима. Меня просили вырезать одно, другое, третье… Если бы я снимал фильм о войне, то Пентагон контролировал бы каждую сцену. Когда они говорят «нет», всё кончается».

Автор этих строк связан с кино исключительно как зритель. Да и то смотрю фильмы от случая к случаю. Однако того, что удалось посмотреть, хватает, чтобы прийти к очевидному выводу: снятое в Америке кино выставляет Россию и наших граждан преимущественно в негативном (зачастую оскорбительном) свете, грубо искажает историю 20-21-го веков, оправдывает право властей США вмешиваться во внутренние дела любых государств и воспевает пресловутую американскую исключительность.

Для «чистоты эксперимента» не буду комментировать американское пропагандистское кино времен Холодной войны (1946-1991). Посмотрим, как подавалась нашими заокеанскими партнерами новая Россия, победившая монополию КПСС на власть, вернувшаяся к рыночной экономике и избавившая весь мир от весьма вероятной гражданской войны с применением оружия массового поражения на постсоветском пространстве.

Так, еще во времена Б. Ельцина в прокат выходит лента «Святой» (The Saint, 1997): злодей И. Третьяк (явное созвучие с фамилией всемирно известного российского хоккеиста) решил завладеть технологией производства самой дешевой энергии для завоевания мирового господства. По странному совпадению тема «российского энергетического оружия» с тех пор не раз использовалась Вашингтоном и далеко не только в кино. Совсем недавно для борьбы с «российской энергетической угрозой» Конгресс США и Госдеп потребовали от ЕС запрет строительства газопровода «Северный поток-2».

Спустя год на мировое посмешище Голливуд выставляет русского космонавта, полковника Андропова (опять созвучие, на этот раз с фамилией многолетнего шефа КГБ). Последний (небритый, в ушанке и телогрейке) встречает на околоземной орбите в дряхлеющем корабле «Мир» героических астронавтов США, в очередной раз спасающих мир (Armageddon). Между тем именно реальный (не киношный) подвиг наших космонавтов В. Федорова и В. Алёхина в 1985 г. спас землян от неконтролируемого приземления станции «Мир». И еще: к моменту съемок «Армагеддона» их астронавты раз пять получали радушный прием от наших космонавтов на станции «Мир». К слову, после страшной трагедии с их «Шатлом» астронавты предпочитают летать в космос только на российских кораблях.

Уже в период президентства В. Путина Голливуд пугает человечество киноподелкой «Оружейный барон» (Lord of War, 2005). Там нелегальный торговец оружием с русским именем Юрий Орлов поставляет свой смертоносный товар всякому международному отребью. Этот назидательный пропагандистский фарс официально одобряет небезызвестная организация Amnesty International. Затем выясняется, что прототипом преступника Орлова был гражданин РФ Виктор Бут. Тот самый, которого агенты США в 2008 г. заманили в Бангкок, где и арестовали в результате провокации спецслужб. После экстрадиции в США Виктора Анатольевича (так и не признавшего своей «вины») приговорили к 25 годам заключения…

Из недавних антироссийских шедевров, "Made in USA", назову триллер «Красный воробей» («Red Sparrow»). По странному совпадению его премьера состоялась 2 марта 2018 г. – за два дня (!) до якобы отравления в британском Солсбери «русской военной разведкой» отставного полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.

В фильме много русских шпионов-садистов. Они режут, насилуют, расстреливают всех неугодных. Противостоят этим отъявленным негодяям доблестные сотрудники ЦРУ и их агенты в России, которые в одиночку борются с московским кровавым режимом. Действие фильма происходит как бы в наши дни. Сам фильм удачно встраивается в западную пропагандистскую раскрутку антироссийского шпионского скандала вокруг событий в Солсбери. Еще совпадение: накануне премьеры «Красного воробья» британские коллеги выпускают в свет 6-й сезон шпионского сериала «Ответный удар» (Strike Back, November 2017). Там доблестные агенты британской МИ-6 обезвреживают русских бандитов под крышей ФСБ, которые хотят передать террористом химическое оружие под названием «Новичок» (Novichoke). При этом по английский слово choke - значит душить. Опять ненавязчивая ассоциация. И такое вот кино, все это - за несколько месяцев до инцидента со Скрипалями.

Между тем, мы по доле иностранных фильмов в отечественном прокате (около 2/3) заметно уступаем (с точки зрения продвижения национального кинематографа) таким европейским странам, как Великобритания (64%) и Франции (58%), азиатским Японии (34%) и КНР (41%), не говоря уже о родине Голливуда, где американское кино не оставляет места в широком прокате практически никому другому. У нас же «красные воробьи» щебечут прямо с бортовых экранов отечественных пассажирских авиаперевозчиков.

Справедливости ради отмечу: после обнародования доклада Комиссии известные фигуры российского кинематографа, в частности, директор «Мосфильма» К. Шахназаров, в контексте защиты суверенитета вновь подняли вопрос о допустимых пропорциях между нашим кино и киноимпортом. Министр культуры РФ В. Мединский публично поддержал подобную постановку вопроса. Тем не менее, даже самый поверхностный анализ показывает, что сделанного явно недостаточно.

Автор против бездумного запретительства и самоизоляции. Тем более, что запретный плод всегда кажется слаще. Не случайно одной из причин распада Советского Союза была как раз политика бюрократических, авторитарных ограничений и тотальной цензуры. Сказанное не значит, что мы вправе и дальше предоставлять режим наибольшего благоприятствования идеологически токсичным продуктам из страны, которая официально провозгласила России своим врагом. Не значит это и то, что мы не должны гораздо серьезней поддерживать талантливый и перспективный отечественный кинематограф. Последний в недавнем прошлом радовал миллионы зрителей такими киношедеврами, которые до сих пор покоряют сердца не только россиян, но и жителей многих других государств по всему свету.

Андрей КЛИМОВ,
сенатор, член Союза писателей РФ

Статьи

ТЯО ТЯО
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ
ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
Все статьи

Хроника

КРУГЛАЯ ДАТА 9 ноября сенатор А. Климов отметил свою "круглую дату" - 70-летие со дня рождения.
ЖЕНЕВСКАЯ НЕДЕЛЯ С 13 по 18 октября в Женеве проходила 149 ассамблея старейшей из существующих в мире международных
ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО! Август прошёл свой временной экватор, однако для сенатора А. Климова заканчивающееся лето вновь не с
Вся хроника