Пермь инженерная
Большой инженерный форум, который впервые пройдет в Перми в начале ноября 2014 г. имеет особую значимость.
Долгое время наш город был административным и культурным центром всего Урала - Пермской губернии, однако после 1917 года он потерял столичное значение, а в советские годы вообще стал закрытым для иностранцев.
Причина тому была простая – самый крупный на Западном Урале центр оборонной промышленности СССР. Но времена меняются. С начала девяностых Пермь вновь открыта для всего мира, однако минувшие десятилетия вывели ее далеко за скобки бурной общественной и культурной жизни мирового уровня.
Как только не старались пермяки обратить на себя повышенное внимание отечественной и мировой общественности ("чтобы не путали Пермь с Пензой"). Даже пытались добиться для себя от далекого ЕС титула "Культурной столицы Европы". Но при этом обычно забывали то, что давно и прочно лежало в основе и Перми, и нашего края – его индустриальный потенциал.
Заводы и фабрики Прикамья еще несколько веков назад предполагали формирование в крае технической интеллигенции. В советское время инженерный потенциал региона достиг своего апогея. Именно тогда возник и нынешний федеральный технический университет, мощные конструкторские бюро, отраслевые и академические институты.
Лихие девяностые и необдуманная "конверсия" отечественной оборонки нанесла тяжелый удар не только по технической интеллигенции Урала. Дефицит инженерных кадров, рабочих высшей квалификации повсеместно сказывается сначала на российской экономике, а затем и на уровне жизни всех россиян.
Не забудем и то, что падение престижа инженера началось задолго до краха СССР, где-то в конце далеких теперь 1970-х. Те, кто жил в ту эпоху помнят, что всеобщий дефицит товаров и услуг вывел в ранг "хозяев жизни" заведующих торговыми складами и продавцов. Потом резкая смена курса в сторону рыночных ценностей сделала наиболее престижными специальности юристов и экономистов, особенно тех, кто работал в финансовой сфере и той же торговле. Таким образом, инженерные профессии оказалась вне поля особых интересов по крайней мере двух поколений наших сограждан.
Между тем, и отечественная, и региональная история демонстрирует яркие примеры взлетов российской инженерной мысли. Для Перми, в частности, этот период прочно ассоциируется с именами инженеров Николая Славянова и Александра Попова, памятники которых по праву украшают сегодня наш город.
Необходимость наверстывать упущенное за последние сорок лет ярко проявили события, связанные с нынешним резким обострением международной ситуации. Тезис мол "зачем изобретать свой велосипед - все нужное купим за границей" в условиях объявленных нам Западом санкций звучит, мягко говоря, как ошибочный. К слову сказать жители нашего края имели отношение и к изобретению велосипеда, и к его массовому производству. Последнее было еще на моей памяти, когда продукция Пермского велосипедного завода экспортировалась в десятки стран мира. А изобрел первый в мире двухколесный велосипед уроженец нашего края из Пожвы Ефим Артамонов, было это двести лет назад. Пора возвращаться к славным традициям!
Вот почему сегодня я искренне приветствую инициативу руководства Пермского края по проведению в моем родном городе первого Инженерного форума. Желая успехов его организатором – быть первым всегда непросто – надеюсь на то, что этот форум станет традиционным и уже в недалеком будущем получит дополнительное международное измерение.
Для международного формата условия складываются очень благоприятные. С 2015 г. начинает работу Евразийский экономический союз. На его пространстве (территории Беларуси, России и Казахстана) появляется открытый рынок со свободным перемещением товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Для этого общего Евразийского рынка нужны инженерные кадры, адекватные новым масштабам и вызовам. Вскоре среди членов ЕАЭС появятся новые государства, что еще более расширит эти возможности.
Не будем забывать и о таких перспективных международных форматах как ШОС и БРИКС – российская инженерная мысль будет востребована и здесь. Стоит подумать о более активном взаимодействии с нашими традиционными партнерами в Азии, Африке, Латинской Америке, где еще помнят Россию как страну высоких технических и технологических достижений, страну покорившую атом и космос. В данной связи мы, убежден, можем рассчитывать на сотрудничество в рамках ЮНИДО – главной глобальной организации ООН по промышленному развитию. Эта и другие подобные организации могли бы стать будущими партнерами российских инженерных форумов, традиция которых сейчас закладывается в Перми.
Желаю участникам первого Пермского инженерного форума всяческих успехов!
Андрей Климов,
заместитель председателя КМД
Совета Федерации,
сенатор от Пермского края,
доктор экономических наук