ГлавнаяСтатьи › Государство и эволюция

Государство и эволюция

2

Серия летних протестных акций спровоцировала всплеск рассуждений о «кризисе», чреватом едва ли не очередной революцией. Причем смешивалось сразу несколько тем.

В советское время учили: есть «революционные ситуации», которые, впрочем, не всегда переходят в революции. Еще бывают «революции сверху», мятежи, бунты… Марксизм-ленинизм все объяснял с позиций классового подхода, продуктом которого было и само государство (см., напр., «Государство и революция» В. Ленина, 1917). Правда, столь сакральные знания не уберегли КПСС и СССР. Зато в свое оправдание адепты советского строя предпочитают представлять распад Советского Союза исключительно как козни ЦРУ и Ко. Последнее, впрочем, плохо соотносится с марксистской концепцией («Лишь тогда, когда „низы“ не хотят старого и когда „верхи“ не могут по‑старому, лишь тогда революция может победить» — Ленин, 1920). Да и для Вашингтона (который работал против Москвы всю Холодную войну) события 1990–1991 гг. в СССР оказались большим сюрпризом.

Автор был в ту пору 36-летним членом Президиума Пермского областного Совета народных депутатов. Уверен, на излете 20-го века в СССР детонировала гремучая смесь весьма разнообразных объективных причин, преимущественно внутреннего характера. Не обошлось и без субъективного фактора (Горбачев v.s. Ельцин). Но это уже История. Автору же хотелось бы привлечь внимание к двум моментам: (1) роль и значение внешнего фактора в стабильности государства и (2) революция, как радикальный способ изменения народной жизни.

Относительно первого – крупное, устойчивое и эффективное государство одним лишь внешним воздействием погубить сложно, а надежно защищенное от внешней агрессии — практически невозможно. В то же время массированное и системное зарубежное влияние даже на такого рода державу вполне способно продуцировать и усиливать в ней протестные настроения, вносить раскол в обществе, дестабилизировать внутриполитическую и финансово-экономическую системы. Перечисленное никогда и нигде не способствует безопасности граждан государства (ставшего чужой целью) и росту их благосостояния.

Отсюда следует, ответственная власть обязана всеми законными способами пресекать любые попытки вмешательства извне в суверенные дела своей страны. Если же речь о Российской Федерации, которая обладает мощнейшим ракетно-ядерным оружием, то фактор ее политической стабильности — еще и залог стабильности глобальной (распад СССР едва не обернулся гражданской войной с оружием массового поражения, опасным для всего мира, и в НАТО этого боялись).

Теперь о втором моменте – «революционном». Лет десять назад мне довелось принимать участи в дискуссии на площадке музея политических репрессий «Пермь-36». Тогда среди участников нашей секции оказалась группа агрессивных молодых людей. Их напористый заводила смутил даже моего оппонента из числа советских диссидентов (сидельца того самого пермского политического лагеря в брежневские времена). На литературном русском вожак новой радикальной стайки декламировал: «общество погрязло в коррупции… только большая кровь очистит народ… революция — путь к светлому будущему…».

Слушаю и невольно переношусь во времена братоубийства гражданской, описанные Б. Пастернаком в романе «Доктор Живаго». Передо мной же словно не наш современник, но какой‑нибудь Павел Стрельников (Антипов) – непримиримый комиссар (напоминающий самого товарища Троцкого). О том времени я знаю не только из учебников и романов. Мой дед – участник гражданской войны на Урале.

Жаль, что новое поколение россиян лишено возможности узнать от живых свидетелей тех смутных лет (по сравнению с которыми «крутые девяностые» выглядят совсем не крутыми), что на самом деле приносит пресловутая «романтика революции».

У половины населения сегодня уже нет собственных осмысленных впечатлений даже от советской жизни, средний возраст гражданина РФ — около 38 лет, значит, самым взрослым из этой категории при распаде СССР не было и 9 лет. Их же детям (возраст заметной части фигурантов летних протестов 2019) даже 1990-е — прошлый век в буквальном и в переносном смыслах (слышали, но через это не прошли).

Поколенческий аспект здесь ключевой. Неведомая пока россиянам привычка жить без революций, шоковых терапий, госпереворотов и мятежей вырабатывается десятками лет. Так, в ФРГ, Италии, Японии люди обходятся без особых политических катаклизмов лет 70; во Франции и США –150; в нейтральных Швейцарии и Швеции — примерно по 200, а в островной Великобритании – более 350 лет!

Между тем именно из этих весьма благополучных и социально стабильных государств постоянно подзуживают другие народы к разнообразным революциям, свержениям режимов, радикальным политическим изменениям. Зато, когда в их образцово-благополучные страны из очагов спровоцированных ими же «революционных» заварух устремляются толпы мигрантов, жаждущих покоя и плодов сытой демократии, местная «цивилизованная» публика агрессивно возмущается: «понаехали тут всякие дикари!».

Не могу не отметить еще одно обстоятельство — роль информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Они мгновенно доносят подробности веселой жизни обеспеченных («зажравшихся») обитателей столичных городов до самых до окраин, вызывая там «классовую ненависть» и желание немедленной «справедливости» любой ценой. ИКТ позволяют мгновенно сбивать недовольных в группы «по интересам», направляя протестную энергию в нужную манипуляторам сторону. С ИКТ можно превратить лозунги маргиналов в «требование масс», а точку зрения подлинного большинства в позицию «кучки оторванных от народа сатрапов режима». Не забудем еще и о тридцатилетии оголтелой пропаганды «ценностей» потребительского общества, беспринципного космополитизма, того, что веками считалось греховным, а также о вопросах должного воспитания — получится питательная почва для взрывоопасных «революционных» идеек.

Применительно к внутренней политике – государство есть форма существования общества на конкретной суверенной территории. Любая форма априори консервативна, ее первейшая задача — поддерживать стабильность. Следовательно, государство и революция есть антагонисты. Эволюционный же путь развития является, напротив, естественным для государства. Но важно не путать устойчивое развитие (ООН считает его магистральным путем развития человечества) с застоем и деградацией.

Отсюда, цель любой ответственной власти — осуществление эволюционного развития государства и общества в интересах максимально возможного большинства его граждан. Делать это желательно без рывков и шатаний, своевременно и четко информируя все общество о том, что, когда и ради чего делается и будет делаться. Само общество также должно быть вовлечено в подобную работу, осознавать ее необходимость и ощущать реальные результаты.

Могут сказать – это все теория, в жизни иначе. Конечно, это идеал, но к нему надлежит стремиться всем, чтобы выйти из порочного круга рукотворных лихолетий, мешающих Отечеству вот уже более столетия войти в число самых процветающих держав мира.

Статьи

ТЯО ТЯО
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ ПОЗОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИИ
ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН ТАКОЙ “СТАНДАРТ” НАМ НЕ НУЖЕН
КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ КОНСПЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ
Все статьи

Хроника

КРУГЛАЯ ДАТА 9 ноября сенатор А. Климов отметил свою "круглую дату" - 70-летие со дня рождения.
ЖЕНЕВСКАЯ НЕДЕЛЯ С 13 по 18 октября в Женеве проходила 149 ассамблея старейшей из существующих в мире международных
ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО! Август прошёл свой временной экватор, однако для сенатора А. Климова заканчивающееся лето вновь не с
Вся хроника