Гаденыш интернетный
Если верить теории Дарвина, то живые организмы постепенно эволюционируют, приспосабливаются к окружающей среде. Это, в определенной степени, должно касаться и нас, т.е. homo sapiens. Правда «человек разумный» сам за тысячи лет так навострился приспосабливать под свои прихоти матушку Природу, что уже истребил не одну сотню других видов живых существ, превратил многие цветущие долины и морские глади в пустынные солончаки, овладел самоубийственным атомным огнем и уже на памяти ныне живущих создал Интернет.
Представители ученого мира утверждают, что «всемирная паутина» была соткана в виртуальном пространстве самими учеными для объединения их информационных возможностей – своеобразный кибернетический архимедов рычаг (помните – «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»).
Сторонники конспирологии убеждены, что это новообразование 1990-х годов есть продут подрывной работы ЦРУ США или «вообще масонов». Впрочем, сотни миллионов нынешних пользователей Интернет не задумываются о его гносеологии. Причем немалая их часть, на мой «ретроградский» взгляд, вообще мало о чем задумываются.
Общественная опасность подобной публики, казалось бы, невелика. Ну, подумаешь, «сидят в Сети», «ползают» по сайтам и блогам, набивают свои не слишком грамотные безликие отклики на чужие мысли и действия. Стоит ли обращать внимание на писк «сетевых хомячков»? Пусть себе мол «кликают», «лайкают», «твитят» и «ретвитят». Тявканье виртуальных мосек не первый год сопровождает жизнь каждого, более-менее, публичного человека.
Автор этих строк не исключение. Вот буквально вчерашний опыт:
Солидное информационное агентство с третьей попытки уговорило меня прокомментировать очередной сюжет из скоротечной международной жизни. Как зампреду Комитета по международным делам Совета Федерации, автору приходится давать подобные комментарии ежедневно – общение со СМИ входит в обязанности парламентария. За несколько минут, по телефону высказал им собственную точку зрения и переключился на другие дела. Интернет-версию моего ответа разобрали на цитаты другие. Вечером того же дня, случайно наткнулся в Сети на одну из них. Цитата была, как водится, выдернута из контекста. Затем было модное в Сети «Место для комментариев». Первым откликался аноним под псевдонимом «Ю». В переводе на нормативную лексику его перл выглядел приблизительно так: «Безмозглому сенатору Климову делать нечего, вот он и дает дебильные интервью по поводу всякой чуши!».
Не буду утверждать, что подобные комментарии вызывают позитивные чувства. Однако за четверть века в политике бывало значительно жестче (причем «обидчики» сидели прямо передо мной в студии ТВ, в переполненных залах или стояли на площадях). К тому же, в отличие от изрядного числа своих коллег, я «интернет-доброжелатей» не отслеживаю и стараюсь следовать народному совету – «на дураков не обижаться».
Между тем, дело, увы, не в личных эмоциях. К концу первого десятилетия 21-го века мы столкнулись с тем, что философы называют «переходом количества в качество». Среди homo sapiens явно образуется новый подвид, который я назвал для себя «гаденыш интернетный». Он, на мой взгляд, заслуживает отдельного глубокого изучения, поскольку среди прочего является, как мне кажется, существенным признаком деградации рода человеческого.
Речь о тех, кто гадит в Интернете «по воле сердца», проявляя своеобразный садизм, в виде получения удовольствия (самоутверждения), путем принесения мучений другим. Для таких сам процесс «нагадить» становиться, в конечном счете, смыслом жизни. Однако результаты эдакого «любительства» интернетных гаденышей периодически материализуются в человеческие трагедии. Случается, что оскорбленные ими подростки совершают самоубийства, а пожилые люди, прочтя мерзкие перлы, бывает, заканчивают жизнь от инсультов и инфарктов.
Причем, я не делал бы различий в моральных, религиозных, политических, спортивных, культурологических, сексуальных и иных пристрастиях интернет-гаденышей. В этом смысле для меня не имеет различия, кто анонимно тявкает на окружающих – атеист или иудей, «левак» или «либерал», «гей» или «традиционалист». Объединяет анонимов то, что все они гадят, делают это по собственной воле и, вероятно, получая при сем занятии особое удовлетворение.
Но разве такого рода людишки появились только сегодня? Нет, конечно! На развалинах древней Помпеи еще можно различить подленькие надписи и рисунки древних анонимов в адрес конкретных сограждан. Предтече кибернетических «фэйков», «троллингов» и банального анонимного злословья можно обнаружить и на шумерских клинописных табличках, и среди египетских иероглифов времен фараонов, и на пергаментах средневековых летописцев.
Правда, в наше время, написанное в Сети становиться одновременно доступно всему человечеству! Сказанное в Интернете воистину «не вырубить топором». При этом анонимность автора и его безнаказанность резко отличается от того, что было еще сравнительно недавно. Во всяком случае, мой дед успел застать поколение тех, кто защищали свою честь на дуэлях, а сам я хорошо помню, как можно было схлопотать реальный срок «за оскорбление личности».
Теперь сетевой хомячок, спрятавшись за спины провайдеров и многочисленные псевдонимы, существенно огражден от вызова на дуэль, обыкновенной пощечины, «товарищеского суда» или беседы в прокуратуре. Его мелкие желания мгновенно реализуются простым нажатием кнопочек. Для «кликанья» нет нужды в образовании, жизненном опыте, муках творчества. Единственное, что действительно нужно для пополнения рядов гаденышей – отсутствие совести и чести. Интернет же, словно гигантский архимедов рычаг способен многократно усилить эти деяния, придать им глобальный характер.
Представим себе сцену: по улицам большого города бегает некто в балаклаве и мажет, кого попало, дерьмом. Рядом снуют еще сотни аналогичных человекоподобных и тоже гадят. При этом каждый пакостник снимает происходящее на камеру и транслирует запись для всего мира. Варварство? Дикость? Дурдом? Нет – обычная жизнь Большой Всемирной Паутины.
Но интернетные гаденыши не только пакостят конкретным людям. Своими действиями они, с одной стороны, распространяют такого рода способ существования на других, делают его, чуть ли не нормой поведения, а с другой, еще более усугубляют собственные дурные наклонности и пороки. То есть деградация их личностей продолжается, а число возможных последователей, увы, расширяется.
Теперь о «качественном скачке» в направлении общественной деградации.
Не нужно быть маститым экспертом - криминалистом чтобы нарисовать типичный психологический портрет такого нарушителя человеческого общежития.
Как правило, подобные экземпляры - неудачники во всем или почти во всем, но с комплексами наполеонов. Они априори обижены на весь мир, который не признает их «таланты» и не восхищается самим фактом их существования. Моральных тормозов у них нет и, возможно, никогда не было. Зато есть очевидная трусость и готовность к асоциальному поведению. В большинстве своем эти субъекты не имеют какого-либо системного образования или достойного ремесла. Они обычно ленивы и – вне Сети – малообщительны. Зато Интернет для них это больше чем реальность, это Их мир, как Им кажется. Поэтому любое покушение на вседозволенность в виртуальном зазеркалье воспринимаются человекоподобными как «покушение на права человека» и недопустимую в «демократическом обществе» цензуру.
Теперь представим себе, что доля подобного рода особей среди населения Земли начинает возрастать в геометрической прогрессии. Впрочем, так оно и есть, к великому сожалению. Множится в той же прогрессии (а то и масштабнее) приносимое ими зло. С учетом развития информационных технологий грань между реальным и виртуальным миром стирается, а численность обитателей Сети возрастает.
Всего лет десять назад речь шла о миллионах. Теперь только число официальных пользователей Интернет в мире стремительно приближается к трем миллиардам, а это уже практически каждый второй взрослый землянин! У нас в России из 140 миллионов более 80% пользуются Интернет.
Самое время вспомнить Книгу Книг – Библию. Первая строка Нового Завета от Иоана гласит: «В начале было Слово…», но, то было Слово Божье. Даже не будучи христианином понятно, чем может отличатся То слово, от словечек интернетных гаденышей. Вот только любое слово имеет силу среди людей. Оно может, как известно, лечить и ранить, поднять на подвиг и заманить в ад. А тут слово не просто произносится где-то, или появляется на соседнем заборе – оно становится практически вечным и вездесущим.
Можно ли обуздать размножение гаденыша интернетного, уменьшить его деструктивную роль в обществе? Уверен, что не только можно, но и нужно.
Для начала пора перестать относится к этому как к невинным забавам современных недорослей и перестать считать Интернет чем-то отличным от традиционных мест человеческого общения, иными словами «общественных мест», как пишется у юристов. Отсюда и наказания за «шалости» следует вводить подобные же, как за хулиганство (по крайней мере, если нет иных составов), но только то, что это безобразие произошло именно в Сети должно быть, по моему убеждению, отягчающим вину обстоятельством.
Андрей КЛИМОВ, доктор экономических наук,
член Союза писателей России