ФЕСТИВАЛЬНЫЙ МАРАФОН В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Через несколько дней третий раз за минувшие четыре года стартует международный Фестивальный марафон. Изначально он был инициирован российским парламентским Европейским клубом и «Евразийским диалогом» как своеобразная перекличка культур. Марафоны традиционно проходят под патронажем Председателя Совета Федерации В. Матвиенко, поддержке ЮНЕСКО и охватывают огромное пространство от Атлантики до Тихого океана.
Основная группа участников третьего Фестивального марафона стартует из Перми 7 апреля, затем побывает в Лиссабоне (крайняя западная точка культурной эстафеты), на Кипре (крайняя южная точка), в Хельсинки на севере ЕС, Москве и закончит свой путь во Владивостоке 21 апреля. Одновременно будет проводиться открытый международный конкурс «КУЛЬТУРА ЗА ЗЕЛЕНУЮ ПЛАНЕТУ» и множество других важных и интересных мероприятий (www.fmarathon.com).
В частности, мы планируем 16 апреля с 12 до 14 часов м.в. осуществить пасхальную перекличку. В ней примут участие Иерусалим, Ватикан и португальская Фатима, Москва, Таллин, Киев, София, Никозия, уральский Афон (Белогорский монастырь в Пермском крае) и др. При этом в рамках марафона культур состоится серия трансконтинентальных видео-мостов, связующих представителей стран Европы, Азии и Северной Африки. Их ключевая тема – диалог культур народов Большой Европы, Средиземноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.
В эпоху глобального распространения информационных технологий, современных средств передвижения, прозрачности границ, с одной стороны, и повышения опасности острых межэтнических и межрелигиозных конфликтов - с другой, спокойный, доброжелательный и вдумчивый диалог культур особенно важен и актуален.
Столкновение цивилизаций представляет в условиях 21-го века не меньшую опасность для человечества, чем ядерная война в веке минувшем. Но тогда, за счет баланса вооружений США и СССР, системе двухполярного мира удалось избежать рукотворного Судного Дня. Теперь же химия, физика, биология, информатика продвинулись столь далеко, что нанесение масштабного смертоносного удара практически в любой точке Земли становится доступно даже небольшой группе фанатиков-экстремистов, а пропаганда крайних взглядов, разжигание вражды с помощью Интернет уже является одной из ключевых проблем современности.
Остановить эти опасные тенденции, защититься от актов террора, остановить кровавые региональные войны лишь с помощью вооруженных сил и специальных служб невозможно. В то время как предотвращение губительного столкновения цивилизаций с помощью диалога, поддержки культурного плюрализма при уважительном отношении к традициям, внутриполитической и общественной жизни суверенных государств возможно и необходимо.
Как известно, термин «столкновение цивилизаций» в широкий оборот ввел С. Хантингтон, автор нашумевшей книги «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996). Описывая в своем историко-философском трактате мир после холодной войны, он рассматривал феномен многополярного мира. Там же в книге говорится о том, что соседство цивилизаций вызывает их конфликты. Последние, по утверждению исследователя, как правило, происходят на стыках цивилизаций. Сам автор концепции вычленяет 9 цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, синскую, японскую, латиноамериканскую, православную, африканскую и буддистскую.
Он также отмечает, что цивилизации не только имеют обычно такие общие признаки как язык, культура и религия, но и существуют дольше, чем относящиеся к ним конкретные государства. С его точки зрения каждая отдельная цивилизация представляет себя саму главным центром мироздания, трактует историю человечества именно с этой точки зрения. Наконец, после самой разрушительной Второй мировой войны и создания ООН в мире появляются механизмы учета интересов представителей разных цивилизационных укладов.
Прошло всего пять лет с момента выхода упомянутой книги, как в Греции основали международную неправительственную организацию Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», или Родосский форум. Форум был призван заниматься межкультурным диалогом в целях снижения мировой напряженности и объединял интеллектуалов различных стран. Позже (2016) его преобразовали в одноименный институт, обосновавшийся в Берлине для выработки рекомендаций по предотвращению развития конфликтов между народами.
Справедливости ради заметим, что диалог цивилизаций существовал задолго до появления книги С. Хантингтона. Достаточно вспомнить многовековую историю нашей Родины. Так, в родном мне Прикамье, на территории Перми Великой еще до царя Ивана Грозного шло активное взаимодействие народов финно-угорских, тюркских и славянских. Существовал известный диалог культур православных, мусульман, язычников.
Начиная с 19-го века бытовое взаимодействие и взаимопроникновение культур на Евразийском пространстве от Балтики до Тихого океана становится предметом научных изысканий отечественных мыслителей. В тот же период взаимоотношения культур изучают на Западе, рассматривая опыт колонизации Африки, Азии и обеих Америк.
Этот опыт, на мой взгляд, был почти прямо противоположен российскому, так как опирался не столько на вовлечение иных культур в жизнь метрополий, сколько на покорение аборигенов и миссионерство в стиле крестоносцев-завоевателей. Отсюда отечественное отношение к понятию «диалога культур» и межцивилизационного общения зримо иное, чем у целого рода проводников западного подхода к проведению насильственной «цивилизации» иных народов. Правда в отличие от крестоносцев, их нынешние последователи практически забыли о Христе, и абстрактно разглагольствуют теперь на темы демократии, прав человека, мультикультурализма.
Последняя заслуживает особого внимания, поскольку крах проекта мультикультурализма в ЕС не просто совпал с миграционным кризисом в западной и центральных частях современной Европы, но во многом оказался в цепочке причинно-следственных связей, породивших данный кризис.
Сам термин «мультикультурализм» стал особо моден в начале 21-го века в странах ЕС и был некой альтернативой термину «плавильного котла», в котором разные этносы как бы переплавлялись в единую нацию, наподобие американской (США). Брюссель делал упор на параллельное существовании отдельных «малых» культур в Европе. В духе пресловутой политкорректности такой подход называли еще «концепцией салатницы», где каждый этнос, каждый национально-культурный элемент, оказавшийся в общей европейской тарелке, становится ингредиентом единого блюда, хотя и не перевоплощается в нечто усредненное. Мне лично подобная постановка вопроса чем-то напоминает англо-саксонскую колониальную практику создания резерваций для аборигенов и ее логическое развитие в систему апартеида (расовой сегрегации) в ЮАР в 20-м веке.
В Европейском союзе пресловутый мультикультурализм насаждали в условиях перманентного расширения ЕС, увеличения притока мигрантов из стран Азии и Африки, а также при официальной политике забвения собственных культурно-исторических корней традиционного населения стран Евросоюза, включая намеренное забвение христианских истоков европейской цивилизации.
Одновременно власти и политический класс большинства стран членов Евросоюза продолжали поддерживать политику экспорта собственной доктрины построения общественно-политической системы в другие страны, в том числе, принадлежащие к иным цивилизациям. На этом фоне чиновники в ЕС и значительная часть депутатов Европарламента не заметили начала процесса ухода исторической Европы (точнее ее западной части) с авансцены мировой политики и экономики в зону Азиатско-тихоокеанского региона. Перечисленные факторы, совпав во времени и пространстве, усугубили системные проблемы Европейского союза, Запада в целом.
На этом фоне Россия оказалась в более выигрышном положении. Мы никогда не были колонизаторами и оккупантами для Африки, Латинской Америки, стран АТР. При этом новая Россия - стойкий противник однополярного мира и вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств, экспорта любых идеологий. Мы демонстрируем миру примеры долгосрочного и успешного взаимного обогащения в РФ десятков национальностей и автономий, практически всех основных мировых религий, сотен различных языков и наречий. Отсюда нам близки и понятны идеи перехода от приятия самого факта культурного многообразия к плюрализму культур, равноправному и уважительному диалогу цивилизаций.
Такого рода плюрализм признает право каждой культуры на жизнь. В то же время, на мой взгляд, культуры, традиционные для конкретной территории, вправе рассчитывать на уважительное отношение к ним со стороны представителей иных культур, оказавшихся там впоследствии по тем или иным историческим обстоятельствам. Именно так, к слову, относятся власти моего родного Пермского края (населенного начиная с 15 века преимущественно русскими) к коми-пермякам, татарам и башкирам, компактно проживающим в Прикамье за сотни лет до массового прихода славянских народов. И совсем иной, противоположный и агрессивный подход демонстрируют нынешние украинские власти, искусственно выдавливающие носителей русского языка и культуры с мест их многовекового обитания.
Актуализация проблематики межцивилизационного и межкультурного диалога, перехода от признания культурного многообразия к плюрализму культур проходит в эпоху, когда европоцентризм уступает место формированию новых центров цивилизационного развития 21-го века. В первую очередь речь об Азиатско-тихоокеанском регионе, где Россия также исторически и географически представлена задолго до образования США и Канады, современных государств Австралии и Новой Зеландии.
Тяга человечества к многополярному миру, защите прав суверенных государств на их собственные подходы к общественному развитию, кризис неолиберальной западной модели мироустройства и плюрализм культур естественным образом приводит нас к диалогу цивилизаций, который идет на смену западному культурно-ценностному монологу. Возникает реальный шанс на рождение в 21-м веке своеобразной симфонии культур и цивилизаций как единственной разумной альтернативе их столкновений и кровавых конфликтов на идеологической основе. Во имя этого во многом и работает сегодня многонациональная команда Фестивального марафона, которая уже объединяет вокруг себя сотни людей в десятках стран Евразийского материка.
Мы благодарны федеральному агентству Россотрудничество, МИД РФ, Министерству культуры России за помощь и поддержку в деле становления интернационального движения друзей Фестивальных марафонов. Участники нынешнего Фестивального марафона признательны полпреду Президента РФ в ДФО Ю. Трутневу, мэру Москвы С. Собянину, и.о. губернатора Пермского края М. Решетникову за поддержку нашего проекта на подведомственных им территориях российской части нашего маршрута в апреле 2017 г.
Рассчитываем, что грядущий в России Фестиваль молодежи и студентов в Сочи позволит всем истинным друзьям марафонов культур сделать еще один важный шаг в развитии этого интернационального общественного проекта, привлечет в его ряды молодых людей со всех континентов. Мы также надеемся, что молодое поколение, более знакомое с миром виртуальных коммуникаций, позволит за счет возможностей Интернет еще более укрепить это неформальное общественное движение, даст новую площадку для конструктивного и позитивного диалога всем тем, кто выступает за неразрывность культурного пространства, за право каждого народа на мир, безопасность и уважение.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ И ВЫ!
Андрей КЛИМОВ
координатор «Евразийского диалога»,
российский сенатор
28 марта 2017 г., Москва